Нарушение можно вычислить

«Маленькие хитрости» заказчиков при составлении тендерных заявок, картельные сговоры участников торгов нарушают законы конкуренции, идут в ущерб государству, а, значит, нам с вами.

Однако появляются инструменты, которыми может воспользоваться любой желающий, заинтересованный в чистоте сделок по госзакупкам. Об одном таком инструменте «Аукционному Вестнику» рассказал основатель информационно-аналитической системы ist-budget.ru Олег Абдрашитов.

– Инструмент о котором я хочу рассказать, является «побочным» продуктом нашей деятельности, и это естественно, т. к. наша информационно-аналитическая система в отличие от официального сайта zakupki.gov.ru является не обычной доской объявлений, а мощным инструментарием для всех участников госзакупок, позволяющая делать достоверные прогнозы побед на основе статистической вероятности, отслеживать системные взаимоотношения заказчиков и поставщиков, видеть методы вывода в победители «своих» поставщиков и т. д.

Это в свою очередь дало возможность видеть в сфере госзакупок определённые срезы, которые являются отражением системных процессов, и как гниль, поражают всё вокруг себя, действуя изнутри, разрушая базовые принципы конкуренции, и бросая тень на всю систему.

Остановлюсь на картельных сговорах в госзакупках. Например, если взять сферу информационных технологий (она мне особенно близка), то в регионах на этом рынке редко можно встретить открытую конкуренцию, все заказчики уже работают с кем-то из поставщиков, поставщики знают друг друга в лицо, и участвуют в объявленных аукционах, зная, что проводится этот аукцион под конкретную компании, которая и готовила ТЗ, и поэтому с радостью отдают аукцион за отступные, которые кстати рассчитывают в каждом случае из количества поданных заявок, и размера маржи заложенного в НМЦ, не делая шагов на понижение.

То же самое происходит и в других сферах, поэтому мы имеем массовое явление, которое, как я подозреваю, плавно перейдет в практику и после вступления 44-ФЗ, т. к. процедурных методов борьбы с этим явлением я в новом законе не заметил. А надо бы ввести. Ведь можно сделать пару поправок, способных осложнить реализацию этой схемы. Может быть кто-то, прочтя эти строки, сумеет донести эту идею до законодателей.

Перед тем как перейти к инструменту всё-таки скажу, что я имею ввиду. Сейчас в случаях закупки у единственного поставщика по п. 10 ст. 55 94-ФЗ никто, кроме одного участника, не делает ни ни одного шага на понижение. А ведь все участники допущены к участию, всеми внесено обеспечение заявки, и остается только делать ставки на понижение, но все просто молчат, а нужный заказчику поставщик делает минимальный шаг, и забирает аукцион почти по максимальной цене, откупившись отступными.

У многих возникает вопрос, как в электронных аукционах узнают участников, если они при подаче первой части заявки по закону засекречены? Поверьте это происходит, и природа этого скорее всего банальна донельзя, заказчик идентифицирует поставщиков по разным признакам: свойствам файла, фирменным бланкам, косвенным признакам и т. п., и сообщает это «своему» поставщику. Задача «своего» поставщика прозвонить других участников и договориться об отступных, что в большинстве и происходит. В утечку информации с официальных электронных площадок мне как-то слабо верится, ведь меры безопасности на площадках предпринимаются серьёзные. И хотя периодически кто-то заявляет, что утечка есть, и даже грозятся предоставить сведения, но лично мне достоверные факты не попадались. Кстати, мы опубликовали распределение таких аукционов по электронным площадкам, но мне кажется, если соотнести с общим количеством торгов проведённым на всех площадках, то их количество будет пропорциональным, и явной системы прослеживаться не будет. Если интересно, с этими данными также можно познакомиться в нашем инструменте.

Так вот, то, что происходит потом, после окончания аукциона, и вызывает у меня вопрос. Почему данные о тех компаниях, которые не делали шагов на понижение не открываются потом, по окончании торгов? Ведь, если бы они были доступны таким системам как наша, легко можно было бы отследить любые региональные системные сговоры, сколько кто и когда пересекался в аналогичных ситуациях, какие у кого приоритеты по поставщикам и т. п. Поэтому первое, что я прошу сделать нашу законодательную власть – открыть эти данные и сделать их доступными для анализа.

Во-вторых, по моему мнению, если компания не делает шагов на понижение получив допуск на аукцион и внеся обеспечение, она должна быть обязана направлять в надзорный орган подробное объяснение о причинах «деятельного неучастия». В случаях же троекратного повторения данного факта, компания должна подвергаться серьёзному штрафу. Я бы предложил 1-5% от начальной цены, в таких пределах как раз варьируются отступные. Думаю, такая мера в значительной степени повлияет на свертывание этой коррупционной схемы.

Итак, наш инструмент, www.roskartel.ru (Роскартель), который мы сделали, видя все эти цифры в статистике, позволил нам вынести все подозрительные аукционы в отдельный список. На первом уровне это список заказчиков, но кликнув на название заказчика можно открыть второй уровень, где представлен список его подозрительных аукционов.

Каждый представитель заказчика может найти подобные аукционы, и дать задание своим ответственным сотрудникам проверить аукционы из этого списка на предмет наличия сговора на торгах. В случае обнаружения таковых, принять меры по предотвращению организации торгов с признаками картельных сговоров у себя в структуре, провести служебное расследование и т. д. Инструмент работает в режиме суточного обновления, поэтому можно по фильтру найти самые последние и обратиться к заказчику с просьбой прокомментировать данный факт. Кстати, если бы была доступна статистика по отказникам-участникам, то активные граждане могли бы и на прямую обратиться к ним с просьбой разъяснить подобную стратегию участия в аукционах. Ну а если кто-то знает наверняка, что был сговор, то можно прямо с сайта Роскартеля отправить жалобу в ФАС

Кроме этого, мы не могли не учесть «путаницу» с латиницей, как способа сокрытия заказчиком своих торгов и, полагаю, сделали полезный сервис, значительно облегчающий поиск таких тендеров любым социально активным гражданином, в котором видны последние закупки с показом заменённых букв.

Система также группирует такие тендерные заявки по заказчику, чтобы проще было увидеть системность этих злоупотреблений. А чтобы исключить ошибки в наличии умысла, вверх списка по каждой дате попадают торги, где было максимально большое количество заменённых букв, т. к. часто замена одной буквы является лишь банальной ошибкой, которая произошла из-за того, что не был переключён язык клавиатуры. Однако особо изощрённые заказчики делают это умышленно, представляя впоследствии как простую ошибку.

Так вот после того, как пользователь получает уверенность в том, что замены были сделаны умышленно, он может прямо с этой же странички, с той же строки, где демонстрируется название с заменами букв отправить жалобу в региональный ФАС, т. к. система автоматически подставляет в форму данные по региону и реквизиты региональной службы.

Таким образом, поиск недобросовестных заявок становится простой задачей, которая доступна любому желающему принять участие в оздоровлении госзакупок. Возможно, что скоро таких закупок не станет совсем, т. к. практика решений ФАС станет обширна и известна большому числу заказчиков, и они перестанут употреблять такие простенькие схемы, и перейдут к более изощрённым способам.

Отвечая на вопрос, задававшийся на встрече в тендеры.ру представителями «НАИЗ» и «Безопасного отечества» о возможности отлова «пробельщиков» и «дефисистов», скажу – это тоже можно автоматизировать, а ещё мы думаем о системе обнаружения заявок под неверными ОКДП и общими названиями, но надеюсь этот вопрос всё-таки окажется более проработанным в новой информационной системе ФКС, которая по последним данным должна прийти на смену действующему сайту zakupki.gov.ru, т. к. проблема номенклатуры в госзакупках одна из самых острых и сложных в решении на сегодняшний день.

В заключение хочу сказать, что обработка открытых данных позволяет создавать действительно полезные сервисы для поставщиков, общественных организаций, правоохранительных органов и других структур, которые заинтересованы в аналитической информации и осуществлении контроля в сфере госзакупок.

Сегодня мы продвигаем на рынке новый стиль работы в госзакупках, который строится на Системном подходе и видим, как рынок медленно, но разворачивается в эту сторону. Проходит время бездумного участия в торгах, расточительства времени и ресурсов компаний-участников. Используя Системный подход, участники госзакупок делают просчитанные и верные шаги, приводящие к победе на основе известных данных о лояльном отношении заказчиков к конкуренции, отсутствии у заказчика коррупционных схем. При этом, мы видим – количество таких заказчиков растёт, вовлечение новых игроков в госзакупки происходит с систематическим постоянством и это говорит, о том, что инициативы в сфере госзакупок подобные нашей в состоянии медленно, с годами оздоровить сложившуюся ситуацию вокруг госзаказа.