Внимание!!!

Уважаемые заказчики и читатели!

По независящим от нас причинам, следующий номер еженедельника выйдет не ранее конца августа.

О возобновлении работы издания заранее всех проинформируем.

Приносим свои извинения за причиненные неудобства.

Вопрос юристу (№176)

На вопросы из редакционной почты отвечает доктор юридических наук, ведущий науч ный сотрудник Института законодательства и сравнительного право- ведения при Правительстве Российской Федерации Ольга Беляева.

У нас учреждение социального обслуживания. В учреждении есть внебюджетные средства, закупки за счет этих средств мы пустили по закону № 223-ФЗ (создали положение о закупках). Проблема в том, что в учреждении обслуживаемые питаются. Питание финансируется из бюджета, раньше мы закупали продукты питания «прямыми» договорами. В квартал у нас выходит менее 100 тыс. руб. Как осуществлять закупки продуктов питания в рамках закона № 44-ФЗ?

Вы сможете осуществлять закупки продуктов питания у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ. Обратите внимание, что стоимость «разовой» закупки (т.е. сумма одного договора) не должна превышать 100 тыс. руб. А совокупный годовой объем закупок, который Вы вправе осуществить в таком порядке, не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех Ваших закупок в соответствии с планом-графиком, и не должен составлять более 50 млн руб. в год.

Хотелось бы узнать, как принять на работу специалиста по закупкам (или уже пора принимать контрактного управляющего?), если этой специальности нет в Едином справочнике? У нас бюджетное учреждение, требуют соответствие.

У специалиста по закупкам может быть и иное название должности, главное – установить соответствующие обязанности в его должностной инструкции. «Контрактный управляющий» в бюджетном учреждении должен быть обязательно, если годовой объем закупок не превышает 100 млн руб. и заказчиком не сформирована контрактная служба. Однако «контрактный управляющий» – это не название должности, это обозначение функциональных обязанностей должностного лица заказчика, ответственного за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (ч. 2 ст. 38 закона № 44-ФЗ).

Обратите внимание, что заказчик может своим приказом назначить контрактного управляющего в отношении одной закупки. Так что это не должность «раз и навсегда», а конкретное поручение (приказ) выполнять функции контрактного управляющего.

Помогите, пожалуйста, определиться с порядком формирования контрактной службы.

Проведением процедур торгов, а также заключением договоров в рамках закона № 94-ФЗ в нашей организации занимался отдел по договорной и претензионной работе. Сейчас принято решение о реорганизации этого отдела в «контрактную службу». Обязательно ли во главе службы должен быть «руководитель», или он может называться «начальник контрактной службы»? В нашем штатном расписании должность «руководитель» не предусмотрена, но есть должность «начальник отдела договорной и претензионной работы».

Можно ли сотрудников бывшего отдела назвать «специалистами по договорной работе контрактной службы»? В связи с тем, что структура службы контрактной пока не определена, могут ли в ее состав входить «специалист по договорной работе» и «ведущий инженер по договорной работе»?

Если контрактная служба в Вашей организации образуется как отдельное структурное подразделение, то Вам в любом случае придется внести изменения в свое штатное расписание, тогда Вы и включите в него «руководителя». «Начальник» в Вашем штатном расписании предусмотрен для отдела по договорной и претензионной работе, а не для «контрактной службы».

Что касается наименования должностей работников контрактной службы, то целесообразно исключить слова «по договорной работе», поскольку этим функции сотрудников контрактной службы далеко не ограничиваются (см. п. 13 Типового положения (регламента) о контрактной службе, утв. приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 г. № 631).

Нужен ли контрактный управляющий в казенном учреждении?

Да, конечно, при условии, что годовой объем закупок учреждения не превышает 100 млн руб. и в учреждении не образована контрактная служба.

Нужно ли каждый месяц размещать отчет об отдельном этапе исполнения контракта, если контракт заключен на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗс естественным монополистом? Если экспертиза по таким контрактам не нужна.

В одной только формулировке вопроса содержатся несколько ошибочных суждений. Во-первых, между календарным месяцем и этапом исполнения контракта какой-либо связи нет. Скорее всего, Вы совершаете в адрес естественного монополиста ежемесячные платежи за его услуги. Однако платеж не тождественен этапу исполнению контракта. Этап должен иметь определенный результат, какой именно – определяется в тексте контракта (как, впрочем, любого договора). Могу предположить, что контракт выполняется естественным монополистом в один этап с ежемесячными платежами, поэтому отчет нужно подготовить и разместить по окончании такого контракта.

Во-вторых, экспертизе подлежат результаты исполнения любого контракта, исключений на этот счет в ст. 94 закона № 44-ФЗ не предусмотрено. Разница лишь в том, что заказчик может проводить экспертизу своими силами или привлекать экспертов, экспертные организации (т.е. сторонних лиц). Так вот контракт с естественным монополистом – это как раз тот случай, когда сторонние эксперты не требуются (ч. 4 ст. 94 закона № 44-ФЗ).

Таким образом, разделение на этапы должно быть прямо предусмотрено в тексте контракта, этапы исполнения контракта не тождественны порядку платежей, экспертизу исполнения такого контракта заказчик проводит своими силами. Заключение, подготовленное по результатам экспертизы, прилагается к отчету об исполнении контракта.

При заключении договора подряда с физическим лицом необходимо ли обосновывать начальную цену контракта? Сумма договора не превышает 100 тыс. руб.

Отвечу просто: в законе № 44-ФЗ не предусмотрены случаи, когда нужно или не нужно проводить обоснование цены. Обоснования требует цена каждого контракта безотносительно к тому, с кем он заключен и на какую сумму. Обратите также внимание на то, что начальной цены в приведенном Вами примере быть не может, есть просто «цена контракта».

Каким числом заключается контракт на оказание услуг по результатам торгов и когда начинается его исполнение, если в аукционной документации и проекте контракта указана дата вступления в действие контракта 01.01.2014 г., но в результате того, что заказчик уклонился от подписания контракта, подана жалоба в антимонопольный орган, в результате рассмотрения которой 28.01.2014 г. заказчику выдано предписание заключить контракт с победителем аукциона? Вправе ли исполнитель требовать от заказчика изменить дату вступления в действие контракта на формулировку «с момента подписания контракта»?

Конечно, вправе. В противном случае выходит, что в тексте контракта будет содержаться информация, не соответствующая действительности.

Можно ли изменить в сторону увеличения сроки исполнения контракта, заключенного в соответствии с законом № 44-ФЗ, по взаимному соглашению сторон?

Нет, нормы о возможном изменении срока исполнения контракта в законе № 44-ФЗ нет. Посмотрим, как будет складываться судебная практика по таким делам. Попутно отмечу, что подобной нормы не было и в законе № 94-ФЗ, а практика была весьма противоречивой («не запрещено – значит можно», «не разрешено – значит нельзя»).

Согласно ч. 2 ст. 52 закона № 44-ФЗ, заказчик обязан предоставить возможность всем участникам открытого конкурса, подавшим заявки на участие в нем, или их представителям присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе. Заказчик признается исполнившим эту обязанность, если участникам открытого конкурса предоставлена возможность получать в режиме реального времени полную информацию о вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) об открытии указанного доступа».

Каким образом заказчику организовать режим реального времени вскрытия конвертов, подразумевает ли это под собой трансляцию заседания в интернете, и если да, то на каком сайте можно осуществить эту трансляцию, если на официальном сайте закупок данная функция не предусмотрена?

Обращаю Ваше внимание на то, что ответ на аналогичный вопрос уже ранее уже был опубликован в «Аукционном вестнике» (№ 153 от 09.08.2013 г., стр. 7).

Предоставление возможности получать информацию в режиме реального времени – это альтернативная обязанность заказчика, первично же предоставление возможности присутствовать на процедуре скрытия конвертов. В том случае, когда заказчик не может (или не хочет) фактически организовать такое присутствие, он должен обеспечить получение участниками конкурса информации о вскрытии конвертов в режиме реального времени.

Режим реального времени – это режим обработки информации, при котором обеспечивается взаимодействие системы обработки информации с внешними по отношению к ней процессами в темпе, соизмеримом со скоростью протекания этих процессов (См. «ГОСТ 15971-90. Системы обработки информации. Термины и определения», утв. постановлением Госстандарта СССР от 26.10.1990 г. № 2698).

Вопрос сводится к тому, посредством какого ресурса обеспечить предоставление информации участникам конкурса. На мой взгляд, это может быть интернет-сайт (не официальный общероссийский сайт, а какой-либо другой). Допустим, сайт самого заказчика, сайт, на котором можно организовать веб-трансляцию (вебинар, веб-конференцию). Подходящим вариантом представляется также использование Skype в режиме конференц-связи, рассылка sms-оповещений посредством мобильного оператора и т.д.

Можно ли в положении о закупках бюджетного учреждения (согласно требованиям закона № 223-ФЗ) предусмотреть закупку продуктов питания для осуществления работы столовой как разновидность закупки у единственного поставщика независимо от стоимости закупки? Годовая стоимость, предусмотренная на закупку продуктов питания для столовой, будет составлять 4,5 млн руб. в год.

Да, это возможно, поскольку закон № 223-ФЗ не устанавливает каких-либо требований к данному виду закупки, в том числе нет и каких-либо ценовых ограничений. Так что случаи закупки у единственного поставщика Вы определяете в своем положении о закупках самостоятельно.

Будет ли входить в 10-процентный лимит объема закупок, осуществляемых путем запроса котировок, контракт, заключенный с единственным участником по результатам несостоявшегося запроса котировок? Или этот контракт следует учитывать в 5-процентном лимите закупок, осуществляемых у единственного поставщика?

Данную закупку в каком-либо лимите (ч. 1 ст. 72, п. 4 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ) учитывать Вы не должны по следующим причинам.

В «котировочном» лимите этой закупки быть не может, поскольку контракт заключается не в результате проведенного запроса котировок, а в связи с признанием данной процедуры несостоявшейся. Этот случай является самостоятельной разновидностью закупки у единственного поставщика, предусмотренной в п. 25 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ. Лимит закупок у единственного поставщика в размере 5% от годового объема закупок заказчика – это самостоятельный случай неконкурентной закупки, другие закупки, в него не включаются.

Палатой земельных и имущественных отношений (ссудодатель) государственному бюджетному учреждению (ссудополучатель) по договору безвозмездного пользования предоставлена часть нежилого помещения с целью размещения в нем офиса с условием возмещения расходов на содержание полученного помещения. Подскажите, пожалуйста, входит ли передача части помещения и отношения по возмещению затрат на его содержание в предмет регулирования закона № 44-ФЗ?

Да, входит, но только в части расходов, которые осуществляются как возмещение затрат на содержание помещения. Для правильного оформления таких расходов следует воспользоваться правилами, закрепленными в п. 23 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ, т.е. заключить контракт на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление.

Неясно, сведения о каком физическом лице (члене коллегиального исполнительного органа, единоличном исполнительном органе) будут заноситься в РНП. О том, которое было в составе организации на момент заключения контракта, или же о том, которое состоит в составе органов юридического лица на момент внесения сведений в РНП? Закон № 44-ФЗ данный нюанс не регулирует.

Да, Вы правы: уточняющей нормы в законе № 44-ФЗ на этот счет не содержится. Мне представляется, что в РНП должны вноситься сведения именно о тех лицах, которые занимали соответствующие должности в исполнительных органах юридического лица на момент наступления событий, послуживших основаниями квалифицировать организацию как «недобросовестного поставщика».

Возможна ситуация, когда фактическое руководство компанией будет осуществлять руководитель, находящийся в РНП, занимая на время нахождения в РНП «иную высокую должность», а номинально на должности единоличного исполнительного органа юридического лица будет находиться другое лицо, не состоящее в РНП. Это никак не отразится на возможностях компании с подобным «руководителем» участвовать в закупках.

Возможна и другая ситуация: осознавая высокую вероятность попадания в РНП, лица, занимающие должность единоличного исполнительного органа, могут временно покинуть должность, если не прояснится ситуация с тем, какое лицо попадает в РНП, с целью избежать попадания в РНП, а в связи с отсутствием нормативного регулирования, в случае внесения в РНП, требовать в судебном порядке исключения из РНП, исходя из фактических обстоятельств дела. Как заказчикам разрешать подобные коллизии?

Если кратко ответить на вопрос, то это не проблема заказчиков, это забота контролирующего органа. Замечу, что Вы рассуждаете правильно, именно так все и будет выглядеть. Причем приемы эти стары как мир, помните, как Остап Бендер нанял Фунта в свою контору «Рога и копыта»?

Позволю себе одну цитату из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок»: «…. Я – зицпредседатель Фунт. Я всегда сидел. Я сидел при Александре Втором «Освободителе», приАлександре Третьем «Миротворце», при Николае Втором «Кровавом». При Керенском я сидел тоже. При военном коммунизме я, правда, совсем не сидел, исчезла чистая коммерция, не было работы. Но зато как я сидел при НЭПе! Как я сидел при НЭПе! Это были лучшие дни моей жизни! … Я беру недорого: 120 руб. в месяц на свободе и двести сорок – в тюрьме. Сто процентов прибавки на вредность…».