Вопрос юристу (№164)

На вопросы из редакционной почты отвечает доктор юридических наук, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Ольга Беляева

Муниципальные автономные учреждения с 1 января 2014 г. переходят к применению положений Закона 223-ФЗ, в связи с чем возникает множество вопросов о том, как правильно работать согласно положению о закупке и плану закупок. К примеру, как заключать договоры на оказание услуг, которые необходимо подписать в декабре 2013 года, так как услуги оказываются с 1 января 2014 г. (услуги охраны, обслуживание полей, уборка помещений)?

Такие договоры Вам следует заключить в обычном порядке, потому что закон обратной силы не имеет и на ранее заключенные договоры распространять свое действие не может.

Является ли «закупкой» и, соответственно, подпадает ли под действие Закона № 223-ФЗ заключение договора банковского вклада (депозита)? Есть позиция, что депозит не входит в предмет регулирования Закона № 223-ФЗ, поскольку не является результатом осуществления заказчиком деятельности по закупке товаров, работ, услуг.

Договор банковского вклада (депозита) регулируется главой 44 ГК РФ. В п. 2 ст. 779 ГК РФ, касающейся правового регулирования договоров возмездного оказания услуг, он точно поименован именно как «услуги». Так что речь идет именно о возмездной услуге по хранению денежных средств, которую банк оказывает вкладчику (заказчику), поэтому заключение договора банковского вклада (депозита) однозначно входит в сферу действия Закона № 223-ФЗ.

Имеется ли предел максимальной суммы, на которую Заказчик может провести закупку способом запроса котировок цен? Если есть, то каким документом регламентируется?

Нет, такой способ закупки, как запрос котировок цен законодательством не регулируется, поэтому все условия проведения подобной процедуры, в том числе предельную сумму закупки, Вы устанавливаете самостоятельно в своем положении.

Каким документом регламентирована сумма закупки у единственного поставщика до 100 тыс. руб. с НДС включительно? Есть ли определенный процент, который устанавливает сумму от выручки заказчика за отчетный финансовый год?

Лимит в размере 100 тыс. руб. установлен законом не для «единственного поставщика», сведения о закупке до этой суммы заказчик может не размещать на официальном сайте, а также не включать в план закупок. С размером выручки за отчетный год связан именно этот лимит, позволяющий проводить закупку без размещения информации на официальном сайте. Так, если выручка за отчетный год превысила 5 млрд. руб., то «без сайта» можно проводить закупку на сумму до 500 тыс. руб. (разово).

Регламентированы ли нормативными документами случаи закупки у единственного поставщика? Правильно ли мы понимаем, что закупки, указанные в постановлении Правительства РФ от 21.06.2012 г. № 616, у единственного поставщика осуществлены быть не могут?

Нет, какого-либо нормативно установленного перечня не существует, поэтому в зависимости от специфики деятельности своей организации Вы самостоятельно определяете в положении о закупке случаи закупки у единственного поставщика. Постановление Правительства Ф от 21.06.2012 г. № 616 к случаям закупки у единственного поставщика отношения не имеет, оно устанавливает перечень случаев, когда закупка осуществляется в электронной форме. При этом Вам следует обратить внимание на объект закупки и способ закупки. К примеру, Вам необходимо приобрести «канцелярские принадлежности». Казалось бы, закупка должна быть проведена в электронной форме. Однако следует обратить внимание на п. 2 постановления Правительства РФ от 21.06.2012 г. № 616. Так, если стоимость закупки канцелярских принадлежностей не превышает 100 тыс. руб. (или 500 тыс. руб. при годовой выручке заказчика свыше 5 млрд. руб.), то электронная форма не применяется.

Другой пример: закупка канцелярских принадлежностей подпадает под случай закупки у единственного поставщика, или же их закупка обусловлена аварийной ситуацией, непреодолимой силой, необходимостью срочного медицинского вмешательства, чрезвычайными ситуациями природного или техногенного характера, а также необходимостью предотвращения угрозы их возникновения. В этих случаях закупка также может быть проведена в обычной, а не в электронной форме.