Госзаказу меняют закон

Со следующего года государственный заказ будет осуществляться не по 94-ФЗ, который уже порядком попортил крови, как петербургским заказчиками, так и поставщикам, а по новому 44-ФЗ. Казалось бы, уже скоро участники рынка госзаказа смогут выдохнуть с облегчением. Однако эксперты полагают, что смена закона – как обмен шила на мыло.

Больше всего проблем с применением действующего федерального законодательства о государственных закупках в Петербурге возникает в сфере строительства. Как отмечаетвице-президент Союза строительных компаний «Союзпетрострой» Лев Каплан, только всфере жилищного строительства 85% госзаказа приходится на 10 вертикально интегрированныхкомпаний. В то же время доля участия малых и средних строительных предприятий в госза-казе стремительно сокращается.Если в прошлом году она составляла еще 40%, то сейчас упала до 8%. При этом в развитых странах доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет более 50%,а значит, показатели, которые демонстрирует петербургский строительный рынок, являютсяплачевными. Тем более, что во всем мире именно госзакупки стали важнейшим механизмомстимулирования развития малого бизнеса.

«В 94-ФЗ отдельная статья регулирует участие малых предприятий в государственных и муниципальных заказах, – говорит декан факультета Северо-Западного университета управления Президентской академии Лариса Каранатова. – Установ-лены квоты, введена административная ответственность за их несоблюдение заказчиками,правительством утвержден перечень товаров, работ и услуг, которые нужно передавать дляисполнения малому бизнесу, установлены ограничения по начальной цене контрактов длямалых предприятий. Безусловно, сделано многое. Вместе с тем проблемы участия малого исреднего предпринимательства в государственных закупках в сфере строительства остаются».

В результате, как отмечает заместитель руководителя петербургского УФАС Роман Лучников, ежедневно в антимонопольное ведомство поступает порядка 20 жалоб на строительные госзаказы. Естественно,что старт нарушениям при проведении закупочных процедурдают заказчики, которые затем поддерживают исполнители. Первые в большинстве своемпозволяют себе публиковать технические задания не в текстовом формате, а в виде «слепых» фото копий, функция поиска тех или иных требований в которых отсутствует. Кроме того заказчикиподчас допускают произвольную интерпретацию требований ГОСТа к подрядчикам и работам,что в дальнейшем влечет отказ в допуске добросовестных поставщиков к конкурсной процедуре.

Подрядчики, в свою очередь,пользуются таким несовершенным положением 94-ФЗ, кактребование проведения госзакупок в сфере строительства не через конкурс, а через открытый аукцион. Такая процедура лишает заказчика возможности оценивать квалификационныепоказатели участников. Потому в тендере зачастую побеждают недобросовестные и низкоква-лифицированные поставщики,которые выигрывают в результате демпинга цены контракта ни-же рыночной стоимости работ. Естественно, в дальнейшем эти работы выполняются либо из рук вон плохо, либо не выполня-ются вообще. «Работа по 94-ФЗ заканчивается «сексуальными отношениями» с подрядчикамив виде выявления нарушений, разбирательств, выписывания штрафов – констатирует пред-седатель Комитета по строительству Михаил Демиденко. –Картина подготовки торгов, их проведение и результаты, которыми заканчиваются конкур-сные процедуры, честно говоря,не очень радостные. Более того,чем дальше, тем хуже. Я считаю,что строительная отрасль заслуживает особого внимания. Оно должно быть оформлено в ви-де конкурсных процедур – для того, чтобы заказчик имел возможность оценивать квалифи-кационные характеристики потенциальных участников».

Сейчас участники рынкагосударственного заказа с нетерпением ожидают 2014 года, когда ФЗ-94 сменит федераль-ный закон №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения го-сударственных и муниципальных нужд». Игроки надеются на то, что ФЗ-44 в корне изменитскверную текущую госзаказовскую ситуацию. Однако вместе с тем эксперты отмечают, чтоновый закон требует большого количества доработок. Например, в отличие от 94-ФЗ, 44-ФЗне содержит перечня работ, то варов и услуг, которые должны закупаться у субъектов малого исреднего предпринимательства.«Вместо того там прямо сказано,что закупки у субъектов малогопредпринимательства и социально ориентированных НКО должны составлять не менее 15%совокупного годового объема закупок, – обращает внимание Лев Каплан. – 15% – это оченьмного. Но при этом участники должны предоставлять банковскую гарантию в 2% от суммыконтракта». Однако субъекты малого бизнеса не могут сейчас получать банковских гарантий,а значит, участвовать в тендерах после вступления в силу нового закона. Тем более что, как отме-чает директор Ассоциации предприятий дорожного комплекса Петербурга Юрий Агафонов, укрупных игроков только 1% банковских гарантий являются подлинными.

В настоящее время «Союз-петрострой» ведет переговоры с Фондом кредитования малого бизнеса о том, чтобы он выдавалгосударственные поручительства банкам – для того, чтобы те предоставляли малому бизнесубанковские гарантии в предусмотренном законом объеме. Но есть и вторая серьезная пробле-ма – контроль за исполнением закона. Тем более что в действующей редакции он четко за-вязывает строительный бизнес на аукционах. То есть проблема оценки квалификационныхтребований подрядчиков не решается. Известно, что на сегодняшний день в 94-ФЗ внесенооколо 30 поправок. Поэтому уже сейчас эксперты всерьез озабочены изменениями и в 44-ФЗ.«Я предлагаю полностью отказаться от аукционов для строительной отрасли и проводитьпредквалификационную оценку участников, – заявляет уполномоченный по защите правпредпринимателей в Петербурге Александр Абросимов. – Надо уходить от ситуаций, когда за-казчик заранее не знает, с кем будет работать. Это все равно, что выбирать жену с завязанны-ми глазами. И надо еще ограничить возможность демпинга и установить ряд требований кподрядчикам. Например, наличие годового оборота не менее 50% от суммы размещаемогозаказа или наличие положительных отзывов от предыдущих заказчиков. Если это будет реали-зовано, мы сможем снова видеть на стройках профессиональных строителей и инженеров, кото-рых становится все меньше и меньше». Председатель Комитета по государственному заказуСергей Русин также соглашается с тем, что пока 44-ФЗ не содержит достаточного количестванорм прямого действия, позволяющих участникам рынка госзаказа решать существующиепроблемы. «Пока мы можем говорить о том, что в это законе есть потенциал, – отмечаетон. – И те документы, которые будут приниматься для его развития, могут еще очень даже по-зитивно разрешить проблему». В любом случае, как справедливо добавляет Михаил Демиденко,гораздо хуже было, если бы закона не было вообще. А так хоть какие-то правила игры установ-лены. Главное, чтобы в будущем они не усложняли, а облегчали жизнь участникам процедурыгосзаказа.

Балтийское информационное агентство
Дарья Фазлетдинова