История торгов: от «ТЪРГА» до наших дней


Торги зародились в древнейшие времена. Первое упоминание о них встречается еще в договоре Руси с Греками в 945 году н.э. Для обозначения торговых операций и связанных с ними мест с того времени известен термин «търг» или «торг», производными от него считаются слова: «торговля», «торговище», «торговец». В Древней Руси предназначение торгов было значительно шире, чем просто организованная торговля. Торги, торжище, торговище – древние русские слова, означающие рыночную, базарную площадь, где происходили активные собрания горожан. Торги были центральным местом древнерусского города, на них собирался народ по самым разнообразным случаям. К примеру, на торгах «кликали» – объявляли княжеские распоряжения или сведения о пропаже вещей и холопов.
Уже в XVII в. начали формироваться основные особенности торгов, во многом аналогичные современным реалиям. На Руси первыми торги для биржевых сделок по морской торговле организовывали присяжные биржевые и корабельные маклеры, которые избирались из купечества и утверждались в министерстве финансов.
Маклеры разделялись на простых и старших, на последних была возложена обязанность публикаций о курсах, ценах на товар, а также наблюдение за прочими маклерами, ведение записей (актов) при уторговывании цен и фиксирование окончательно урегулированной цены. За посредничество маклер получал плату – куртаж, – определяемую законом, обычаем или соглашением (обыкновенно несколько процентов от суммы акта). Маклерская записка – акт, который являлся документом о совершении сделки, изготавливался в двух экземплярах и вносился в Маклерскую книгу, имеющую силу нотариального акта, что на сегодняшний день сопоставимо с Протоколом о результатах проведения торгов.

В те времена государство в большей степени заботилось о казенных подрядах и поставках, а вот норм, которые устанавливали бы порядок проведения частных торгов, практически не было. Аналогичным образом характеризовалось регулирование торгов и в период НЭПа, оно преследовало две основные цели: облегчить государству заключение договоров по возможно низкой цене и препятствовать злоупотреблениям должностных лиц при выборе контрагентов. Во многом те же цели стоят перед законодательной регламентацией торгов и в наши дни.

С 1930 г. в связи с переходом на плановое хозяйство отечественное законодательство стало регулировать лишь публичные торги, проводимые судебными исполнителями для продажи имущества должников. Однако даже при советской власти, когда, казалось бы, отсутствие состязательности должно было исключить такой способ заключения договоров как торги, последние не прекратили свое существование. Тому способствовало развитие внешней торговли между СССР и западными странами (аукционы по продаже пушнины, скаковых лошадей).
В дальнейшем с переходом страны к рыночной экономике, основанной в первую очередь на принципах свободной конкуренции, торги стали общепризнанным способом определения будущего контрагента не только в сфере размещения публичных заказов, но и в частных отношениях.
Общеизвестно, что торги представляют собой традиционный институт гражданского права, отражающий особый процедурный аспект заключения договора. Однако в наши дни институт торгов приобрел межотраслевой характер: с определенными особенностями он применяется не только в гражданском праве, но и за его пределами. Можно сказать, что торги превратились в универсальную модель приобретения различного рода прав. Хотя все отношения, возникающие в процессе организации и проведения торгов, остаются в области гражданско­правового регулирования независимо от того, в какой сфере общественных отношений, а также для каких целей организуются и проводятся торги. Торгам как межотраслевому явлению свойственны два конститутивных признака: равенство между всеми участниками торгов и их состязательность друг с другом.
Практика использования торгов расширяется год от года, торги стали применяться в самых разных сферах общественных отношений –как публичных (исполнительное производство, размещение государственных и муниципальных заказов, приватизация, распределение квот, предоставление земельных участков для строительства, лесопользование и проч.), так и частных (продажа имущества в процессе банкротства, торги для распространения рекламы, подрядные торги, биржевые торги, торги по реализации предмета залога).
Сейчас ни одна из крупных корпоративных структур не обходится без использования процедуры торгов для выбора своих контрагентов, ведь торги во многом минимизируют риски при заключении договоров. Тема внедрения практики торгов акцентирована в новейших программных документах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Сфера применения торгов столь широка, что трудно назвать договор, который нельзя было бы заключить на торгах, или право, которое не могло бы предоставляться по итогам торгов (например, право геологической разведки недр). Торги в современных экономических условиях – один из наиболее сложных правовых и экономических институтов.
С сожалением следует констатировать, что правовое регулирование процедуры торгов остается фрагментарным; действующее законодательство не содержит общих норм, устанавливающих принципы и правила их проведения. В каждой области общественных отношений действует собственное регулирование торгов, осуществляемое порой на подзаконном уровне.

В последние годы в нашем законодательстве и практике наметился переход к повсеместному использованию аукционных торгов, происходит постепенный отказ от процедур конкурсного отбора. Можно ли считать такую тенденцию отвечающей потребностям предпринимательской практики, сказать довольно сложно, ведь российское законодательство, к сожалению, нечетко разграничивает основные формы торгов: аукцион и конкурс.
В этой связи видится крайне необходимым и практически полезным регулярно освещать на страницах газеты «Аукционный Вестник» весь спектр возможных вопросов, связанных с проблемами и пробелами правового регулирования торгов (аукционов и конкурсов), а также анализировать судебно­арбитражную практику по спорам о торгах.

О.А. Беляева,
канд. юрид. наук,
ведущий научный сотрудник
Института законодательства
и сравнительного правоведения
при Правительстве
Российской Федерации