Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)»
Амельченя Ю.А., доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, кандидат юридических наук, доцент
Нормативное регулирование сферы государственных закупок с 1 января 2014 года претерпевает изменения.
На основании Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (далее – Указ № 590) вносятся коррективы в нормативные правовые акты по вопросам государственных закупок; с 1 января 2014 года до 1 января 2016 года на строительство, осуществляемое за счет бюджетных средств и (или) государственных внебюджетных фондов, не распространяются нормы законодательства о государственных закупках, и данная сфера с 1 января 2014 года регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее – Указ № 591) и принятым во исполнение его постановления Совета Министров Республики Беларусь.
Далее предлагаем проанализировать изменения.
1. В первую очередь, обратим внимание на те нормативные правовые акты, которые признаются утратившими силу с вступлением в силу Указа № 590[1]: утрачивает силу п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. № 576 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)», в котором определялся уполномоченный государственный орган по государственным закупкам (Министерство торговли Республики Беларусь), порядок централизации государственных закупок, порядок взаимодействия организатора и заказчиков при проведении процедур государственных закупок, порядок оплаты услуг оператора официального сайта.
Помимо этого на основании Указа № 591 (приложение к нему – п. 11) утрачивает силу подп. 2.1 п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. № 576 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)», устанавливающий на основании соответствующих изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2005 г. № 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения указа Президента Республики Беларусь» обязательность распространения законодательства о государственных закупках на сферу строительства, включая приобретение товаров для целей строительства. К слову, сам Указ Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2005 г. № 58 с 1 января 2014 года не действует (подп. 6.1 п. 6 Указа № 591, п. 1 перечня утративших силу правовых актов и отдельных положений правовых актов Президента Республики Беларусь в приложении к Указу № 590).
Таким образом, Указ Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. № 576 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» с 1 января 2014 года фактически не регулирует отношении, возникающие при проведении государственных закупок, а вместо него непосредственным регулятором выступает Указ № 590 (в сфере строительства – Указ № 591).
2. На основании подп. 1.1 п. 1 Указа № 590 определен уполномоченный государственный орган по осуществлению государственных закупок – как и ранее, это Министерство торговли Республики Беларусь.
Также в нормах Указа № 590 содержатся аналогичные по содержанию Указа Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. № 576 нормы о централизации государственных закупок, взаимодействии организатора и заказчиков, об оплате услуг оператора официального сайта (http://www.icetrade.by[2]).
2.1. Так, если Президентом Республики Беларусь не установлено иное, при централизации государственных закупок государственным органом (организацией) для заказчиков, находящихся в подчинении (входящих в состав, систему) этого государственного органа (организации) либо акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности и переданы в его управление, а также для самого государственного органа (организации) определяется организатор при централизации государственных закупок из числа:
· подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций либо организаций, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности и переданы ему в управление;
· иных организаций по согласованию с государственным органом (организацией), в подчинении (составе, системе) которого находятся такие организации либо в управление которого переданы находящиеся в государственной собственности акции (доли в уставных фондах) этих организаций (с их согласия).
Подход к определению централизации при осуществлении государственных закупок остался прежним, только скорректирована норма в части централизации не только при приобретении товаров, но и работ, услуг: под централизацией государственных закупок понимается организация процедур закупок однородных товаров (работ, услуг) организатором для нужд нескольких заказчиков.
Как и в нормах Указа Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. № 576, государственный орган (организация) может выступать организатором при централизации государственных закупок.
2.2. Что касается порядка взаимодействия организатора и заказчиков при проведении государственных закупок, то подход законодателя остался без изменения в сравнении с порядком, установленным Указом Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. № 576: такой порядок взаимодействия устанавливается государственным органом (организацией), в подчинении (составе, системе) которого находится этот организатор либо которому переданы в управление его акции (доля в уставном фонде), находящиеся в государственной собственности, и в том числе должен включать перечень товаров (работ, услуг), процедуры государственных закупок которых организует и проводит данный организатор (подп. 1.3 п. 1 Указа № 590).
2.3. В части оплаты услуг оператора официального сайта для обеспечения размещения информации о государственных закупках следует отметить, что данная обязанность по-прежнему возложена на заказчиков, организаторов, а также участников открытых конкурсов.
Плата за услуги, указанные выше, определяется оператором официального сайта исходя из размера экономически обоснованных затрат этого оператора (при рентабельности не более 5 процентов) и подлежит согласованию с государственным органом (организацией), в подчинении (составе) которого находится оператор официального сайта либо которому переданы в управление акции (доля в уставном фонде) данного оператора (ч. 2 подп. 1.4 п. 1 Указа № 590).
Таким образом, в определении уполномоченного государственного органа по осуществлению государственных закупок, порядка централизации государственных закупок, порядка взаимодействия организатора и заказчиков, оплаты услуг оператора официального сайта существовавший ранее в Указе Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. № 576 подход законодателя сохранен.
3. Указ № 590 вводит срочные нормы (срок действия – до 1 января 2015 года), которые меняют содержание норм Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон), и с точки зрения Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (в ред. от 02.07.2009) (ст. 10), приоритет имеют нормы Указа № 590.
3.1. Во-первых, уточнен перечень субъектов хозяйствования, которые не могут выступать участниками в процедурах государственных закупок. Законом установлен перечень лиц, которые не могут быть участниками в процедурах государственных закупок, а именно:
организатор в проводимой им процедуре государственной закупки;
эксперт в процедуре государственной закупки, к организации или проведению которой он привлекается для консультаций и (или) получения заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений;
поставщик (подрядчик, исполнитель), включенный в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок[3];
юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, работники (работник) которых оказывали заказчику (организатору) услуги по организации проводимой процедуры государственной закупки, а также физическое лицо, которое оказывало заказчику (организатору) такие услуги;
юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации, реорганизации (за исключением юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо), и индивидуальный предприниматель, находящийся в стадии прекращения деятельности[4];
юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, признанные в установленном законодательством порядке экономически несостоятельными (банкротами), за исключением юридического лица, находящегося в процедуре санации;
поставщик (подрядчик, исполнитель), договор с которым расторгнут по соглашению сторон, - в процедуре государственной закупки товара (работы, услуги), являвшейся предметом расторгнутого договора;
структурное подразделение заказчика (организатора) (п. 3 ст. 14 Закона).
Указом № 590 помимо указанные выше не допускаются к участию в процедурах государственных закупок субъекты предпринимательской деятельности, включенные в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 г. № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере[5] (подп. 2.1 п. 2 Указа № 590).
Тем самым перед выбором поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик (организатор) должен проверить сведения о претендентах исходя из установленных Законом и Указом № 590 ограничений.
3.2. Закон на случай признания процедуры государственной закупки несостоявшейся предусматривает для заказчика (организатора) право провести:
повторную процедуру государственной закупки;
процедуру запроса ценовых предложений в случае, если процедура государственной закупки признана несостоявшейся в отношении отдельных частей (лотов) предмета государственной закупки, ориентировочная стоимость государственной закупки по которым не превышает порогового значения, установленного Советом Министров Республики Беларусь для применения процедуры запроса ценовых предложений;
процедуру закупки из одного источника по согласованию с уполномоченным государственным органом по государственным закупкам, за исключением случаев, указанных в п. 5 приложения к Закону, когда такое согласование не требуется (п. 2 ст. 26 Закона).
Тем самым, исходя из содержания закона, по факту признания процедуры государственной закупки несостоявшейся возможны повторная процедура (проводится по тем же условиям, что и первоначальная процедура), запрос ценовых предложений, закупка из одного источника, проводимая по согласованию с Министерством торговли (кроме п. 5 приложения к Закону).
Указ № 590, в свою очередь, корректирует условия проведения процедуры закупки из одного источника: в случае признания процедуры государственной закупки в целом либо в отношении отдельных частей (лотов) предмета государственной закупки несостоявшейся заказчик (организатор) вправе провести процедуру закупки из одного источника:
· по согласованию с государственным органом (организацией), которому подчинен либо в состав, систему которого входит заказчик;
· на основании самостоятельно принятого решения после проведения повторной процедуры государственной закупки, которая также была признана несостоявшейся (подп. 2.2 п. 2 Указа № 590).
Таким образом, при признании процедуры государственной закупки несостоявшейся заказчик (организатор) руководствуется нормами Закона в части оснований для проведения повторной процедуры закупки, запроса ценовых предложений, а для закупки из одного источника – нормами Закона и подп. 2.2 п. 2 Указа № 590 (без согласования с Министерством торговли Республики Беларусь).
3.3. В соответствии с Положением о комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 (в ред. от 26.06.2013), ежегодно замене подлежат одна треть состава постоянно действующей комиссии и ее председатель (ч. 2 п. 10 названного Положения).
В свою очередь, Указ № 590 устанавливает иное правило: периодичность изменения состава постоянно действующих комиссий, образуемых для проведения процедур государственных закупок, а также члены таких комиссий определяются заказчиками самостоятельно (подп. 2.3 п. 2 Указа № 590). Соответственно, применению в силу большей юридической силы подлежит норма Указа № 590, и в компетенцию заказчика входит определение периодичности изменения состава постоянно действующих комиссий, а также членов таких комиссий.
3.4. Указом № 590 предусмотрены специальные правила: при государственной закупке, ориентировочная стоимость которой не превышает 3000 базовых величин, путем проведения процедуры открытого конкурса срок для подготовки и подачи предложений должен составлять не менее 15 календарных дней со дня размещения приглашения на официальном сайте (подп. 2.4 п. 2 Указа № 590).
По общему правилу, срок для подготовки и подачи предложений при проведении открытого конкурса должен составлять не менее 30 календарных дней со дня размещения приглашения на официальном сайте (п. 1 ст. 22 Закона).
Соответственно, для целей определения срока проведения открытого конкурса определяющее значение будет иметь ориентировочная стоимость государственной закупки – не более 3000 базовых величин, что будет основанием для применения срока для подготовки и подачи предложений не менее 15 календарных дней со дня размещения приглашения на официальном сайте.
3.5. Указ № 590 расширяет перечень случаев для проведения закупки из одного источника. Так, в соответствии с подп. 2.5 п. 2 Указа № 590 заказчик вправе осуществлять государственную закупку с применением процедуры закупки из одного источника в случаях, указанных в приложении к Закону, а также в иных случаях по перечню согласно приложению к Указу № 590 (перечень в приложении включает 29 позиций, включая приобретение товаров (работ, услуг), на которые государственными органами (организациями) устанавливаются фиксированные цены; приобретение товаров (работ, услуг) по правовому акту вышестоящего государственного органа, содержащему указание на наименование этих товаров (работ, услуг) и сроки их приобретения, если не могут быть соблюдены установленные законодательством сроки на проведение процедур закупки[6]; приобретение печатных изданий (книги, газеты, прочие печатные материалы и носители информации) для комплектования библиотечных фондов; приобретение услуг исполнителя, осуществляющего гарантийное сервисное обслуживание товаров, если это предусмотрено договором, по которому осуществлялась их поставка и др.).
В завершение данного блока напомним, что проанализированные в нем нормы Указа № 590 носят срочный характер – срок действия составляет период до 1 января 2015 года.
4. В соответствии с п. 3 Указа № 590 законодательство о государственных закупках товаров (работ, услуг) не применяется до 1 января 2016 г. при проведении процедур закупок при строительстве. Соответственно, данная норма нашла отражение в Указе № 591, и по общему правилу, проведение подрядных торгов является обязательным при заключении договоров о строительстве объектов, в том числе их возведении, реконструкции, капитальном ремонте, реставрации, благоустройстве, сносе, за исключением случаев, предусмотренных в подп. 1.6 п. 1 Указа № 591, и иных случаев, определенных Президентом Республики Беларусь, финансирование строительства которых осуществляется в том числе за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов (полностью или частично), в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительных комитетов, – при стоимости строительства объектов 6 тысяч базовых величин и более (подп. 1.4 п. 1 Указа № 591).
5. В силу того, что Указ № 590 и Указ № 591 вносят коррективы в Закон, который принят во исполнение международных обязательств Республики Беларусь на основании Соглашения о государственных (муниципальных) закупках (заключено в г.Москве 09.12.2010), Указом № 590 и Указом № 591 определено Совету Министров Республики Беларусь обеспечить: уведомление Евразийской экономической комиссии, Правительства Республики Казахстан и Правительства Российской Федерации о подписании Указа № 590 (п. 5 Указа № 590) и Указа № 591 (подп. 5.2 п. 5 Указа № 591); направление в Правительство Российской Федерации, Правительство Республики Казахстан, Евразийскую экономическую комиссию предложения о внесении изменений в Соглашение о государственных (муниципальных) закупках, подписанное в г. Москве 9 декабря 2010 года; принятие иных мер по реализации Указа № 590.
6. Указ № 590 устанавливает переходные положения: действие Указа № 590 не распространяется на государственные закупки товаров (работ, услуг), если процедуры закупок начаты или договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) заключены до вступления в силу Указа № 590 (ч. 2 п. 6 Указа № 590). При этом процедура закупки товаров (работ, услуг) считается начатой со дня принятия заказчиком решения о ее проведении. Проведение процедур таких закупок осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу Указа № 590.
[1] П. 3 Указа № 590, устанавливающий, что законодательство о государственных закупках товаров (работ, услуг) не применяется до 1 января 2016 г. при проведении процедур закупок при строительстве, вступает в силу с 1 января 2014 г.; иные положения Указа № 590 – после официального опубликования, а именно, с 2 января 2014 г.
[2] Подп. 1.2 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (в ред. от 26.06.2013).
[3] Министерство торговли Республики Беларусь размещает в электронном виде на официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет обновленные данные списка - см. ссылку http://www.mintorg.gov.by/index.php?option=com_content&task=view&id=1717...
[4] Информацию о данных субъектах можно проверить на сайте журнала «Юстыцыя Беларусi» по ссылке http://justbel.by/Liquidation/FindMyRequest
[5] Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми, общедоступными и размещаются на официальном сайте Министерства по налогам и сборам в глобальной компьютерной сети Интернет – см. официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь – http://www.nalog.gov.by/ru/reestr_ru/
[6] В данном случае, полагаем, от заказчика (организатора) потребуется обоснование того, что установленные законодательством сроки на проведение процедур закупки не могут быть соблюдены.