Алгоритм подготовки торгов

Несмотря на то, что
94-ФЗ работает с 1 января 2006 года, то есть более восьми лет, для многих
специалистов остается актуальным вопрос: как правильно без нарушений
действующего законодательства подготовить торги?

Алгоритм успешного
участия в торгах читателям «Аукционного Вестника» предлагает преподаватель
Института повышения квалификации работников бюджетной сферы и Учебного Центра
«Аргентум» Евгений Миронов.

Для специалистов по размещению государственного и муниципального
заказа, работающих по нормам 94-ФЗ можно порекомендовать следующий алгоритм
действий от планирования торгов до заключения контракта:

– планирование закупок;

– обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены
лота) (НМЦК);

– определение способа закупки;

– составление планов-графиков размещения заказов и
размещение их на Официальном сайте Российской Федерации для размещений
информации для размещения заказов zakupki.gov.ru (ООС);

– процедура проведения закупки;

– заключение контракта или гражданско-правового договора.

Рассмотрим эти шесть основных действий (шагов) более
подробно и выясним на что следует обратить внимание. Это интересно, в первую
очередь тем специалистам, которые занимаются размещением заказов, а также
полезно знать участникам торгов. Приведённая ниже информация носит
рекомендательный характер и содержит практические советы. Одна из первых
рекомендаций – сохраняйте подтверждение своих действий на бумажных носителях
информации! Итак:

Шаг 1. Планирование
закупок.

Планируются закупки в текущем году на следующий финансовый
год. Осуществляя этот этап, необходимо собрать для дальнейшего рассмотрения
специально созданной комиссией заказчика заявки от руководителей подразделений
и сотрудников. Из данных заявок станут видны потребности заказчика на следующий
год. То есть, станет ясно, какие товары, работы и услуги необходимо и/или
желательно закупить заказчику, а также будет обоснована производственная или
иная необходимость в закупках.

Затем следует соотнести информацию, содержащуюся в заявках,
с финансовыми возможностями. Другими словами, членам комиссии по планированию
закупок следует принять решение, что действительно будет закупаться, а что нет.

Планирование закупок необходимо оформить каким-либо
внутренним документом, например Протоколом заседания комиссии по планированию
закупок. К этому протоколу в качестве приложения нужно приобщить вышеуказанные
заявки руководителей подразделений и другие документы, о которых будет сказано
ниже.

В ходе планирования определяется объём размещения заказов у
субъектов малого предпринимательства (СМП). Согласно положениям ст. 15 94-ФЗ он
должен составлять от 10% до 20% годового объёма поставок из перечня для СМП.
При определении объёма закупок для СМП и их планировании следует
руководствоваться положениями Постановления Правительства №642 от 04. 11. 2006
г. и №237 от 17. 03. 2009 г., а также Письмами Минэкономразвития РФ
№5684-АП/Д05, ФАС РФ №АЦ/10329 от 29. 04. 2008 г. и ФАС РФ от 09. 09. 2010 г.
№АЦ/30282 «О разъяснении законодательства». В двух словах, объём определяется
так. Из общего объёма годовых закупок выявляются те товары, работы и услуги,
которые указаны в Перечне утвержденном Постановлениями Правительства №642 от
04. 11. 2006 г. и №237 от 17. 03. 2009 г., а уже из этого уменьшенного объёма вычисляются
10% и 20%. Именно в таком объёме заказчик должен объявить в течение года торги
для субъектов малого предпринимательства. Кстати, акцентирую Ваше внимание, что
не закупить, а именно объявить в указанном объёме. Расчёт также приобщается к
протоколу на бумажном носителе.

Вполне естественно, что в связи с динамично изменяющейся
обстановкой и условиями рынка невозможно досконально спланировать все закупки,
поэтому в течение года план закупок нужно корректировать и вносить в него
соответствующие изменения.

Шаг 2. Обоснование
НМЦК.

Необходимость обоснования начальных (максимальных) цен
контрактов (цен лотов) обусловлена положениями ст. 19.1 94-ФЗ. Согласно этим
требованиям заказчик обязан выполнить два действия. А именно, обосновать
начальную цену и опубликовать это обоснование, то есть указать его в конкурсной
документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом
аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок.

Как же обосновать начальную цену? В ст. 19.1 94-ФЗ указаны
источники информации, которыми может руководствоваться заказчик при обосновании
НМЦК, это:

– данные государственной статистической отчётности;

– официальный сайт;

– реестр контрактов;

– информация о ценах производителей;

– общедоступные результаты исследования рынка проведенные по
инициативе заказчика, уполномоченного органа в том числе по контракту или
гражданско-правовому договору;

– иные источники информации.

Под иными источниками подразумеваются расчёт заказчика, сбор
коммерческих предложений от поставщиков и пр. Один из распространённых способов
обоснования это – сбор пяти предложений о ценах от поставщиков и расчёт средней
цены этих предложений.

При обосновании НМЦК рекомендовано ознакомиться с Письмом
ФАС России от 13. 02. 2012 №ИА/4177 о применении Федерального закона от 21. 07.
2005 №94-ФЗ «О размещении заказов…» в части обоснования начальной
(максимальной) цены контракта. Это письмо, в числе прочего, косвенно
подтверждает право на существование такого метода обоснования цены, как
вышеприведённый сбор коммерческих предложений от поставщиков.

Кроме того, рекомендуется обосновывать НМЦК дважды: первый
раз при планировании закупок на год, второй раз – непосредственно при
подготовке конкретной закупки.

Подтверждение обоснования НМЦК, то есть коммерческие
предложения поставщиков, расчёты, распечатанные скриншоты и прочие документы на
бумажных носителях необходимо также приобщить в качестве приложения к Протоколу
заседания комиссии по планированию закупок, о котором упоминалось в описании
Шага 1 – «Планирование закупок».

Шаг 3. Определение
способа закупки.

После выполнения «Шага 1» и «Шага 2» настоящего алгоритма,
заказчику необходимо определить какими способами осуществлять закупки товаров,
работ и услуг.

Это могут быть следующие способы размещения заказа:

– размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя,
подрядчика);

– запрос котировок;

– конкурс;

– открытый аукцион в электронной форме (ОАЭФ).

Причем последние три способа можно объявлять также и для
субъектов малого предпринимательства.

При размещении заказа у единственного поставщика следует
руководствоваться ч.2 ст.55, где указан полный перечень случаев, при которых
этот способ возможен. Наиболее распространенный случай – заключение контракта
или гражданско-правового договора на поставку товаров, выполнение работ
оказание услуг для нужд заказчиков на сумму, не превышающую установленного
Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными
деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке. То
есть, заключение договоров на одноименные товары, работы и услуги возможны
только до 100 000 рублей в квартал. Такие договора заключаются без
проведения процедур торгов и запроса котировок, но при их заключении следует
руководствоваться Номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков
утверждённой Приказом Минэкономразвития РФ от 07.06.2011 №273.

Также этой Номенклатурой нужно руководствоваться и при
замещении заказа способом запрос котировок. Этим способом заказчик имеет право
осуществлять закупки до 500 000 рублей в квартал.

Когда же возникает вопрос выбора между конкурсом или
открытым аукционом в электронной форме (ОАЭФ), необходимо руководствоваться
положениями Распоряжения Правительства РФ от 27. 02. 2008 г. №236-р «О перечне
товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание)
которых осуществляется путём проведения аукциона». Если закупаемые товары,
работы или услуги не входят в этот Перечень, то можно закупать открытым
конкурсом, если входят – Ваш выбор только аукцион! Если пренебречь этим простым
правилом, то за каждую такую попытку разместить заказ конкурсом предусмотрена
административная ответственность. Конкурс будет отменён, а должностное лицо,
принявшее решение о таком способе размещения заказа, оштрафовано на 50 000
рублей (ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ).

Шаг 4. Составление
планов-графиков размещения заказов и размещение их на ООС.

После выполнения всех действий от «Шага 1» по «Шаг 3»,
заказчик получает полную информацию, которая необходима для внесения в
план-график размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание
услуг для нужд заказчиков. Форма плана-графика и порядок его размещения на
официальном сайте (ООС) утверждены совместным письмом от 27 декабря 2011 года
Минэкономразвития РФ №761 и Федерального казначейства №20н. В план-график
вносится информация только о тех заказах, которые размещаются способами:
открытый конкурс, открытый аукцион в электронной форме или запрос котировок, то
есть о тех заказах, которые планируется размещать через ООС.

Шаг 5. Процедуры
проведения закупок.

Здесь совет один. Осуществлять с закупки в соответствии с
планом-графиком по нормам 94-ФЗ.

Но не следует забывать о том, что до размещения на ООС
извещения о закупке, заказчику необходимо внутренним документом (например
приказом) назначить котировочную, конкурсную или аукционную комиссию, которая
должна подготовить соответствующие торги и провести их. Возможно также создание
заказчиком Единой постоянно действующей комиссии, которая осуществляет функции
всех перечисленных комиссий. Требования к комиссиям следующие:

– комиссии создаются до опубликования извещения;

– комиссия должна состоять не менее, чем из 5 человек;

– работа комиссии при присутствии не менее 50% её членов;

– заочное голосование и делегирование полномочий
недопустимо;

– в состав комиссии должно быть включено не менее  одного лица, прошедшего профессиональную
переподготовку.

Шаг 6. Заключение
контракта или гражданско-правового договора.

По результатам проведённых торгов и запросов котировок
заказчик заключает контракты с победителями или единственными поставщиками
(если не вдаваться в подробности других случаев, таких как, например,
заключение контракта с участником торгов, занявшим второе место, но это
отдельная тема для обсуждения).

Последний совет по алгоритму работы при размещении заказов.
Не забудьте в трёхдневный срок после заключения контракта зарегистрировать его
в реестре контрактов в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 18 94-ФЗ.

Безошибочной Вам работы! До новых встреч!