Вопрос юристу (№175)

На вопросы из редакционной почты отвечает доктор
юридических наук, ведущий науч ный сотрудник
Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Ольга Беляева.
 
ОАО является субъектом естественной монополии с долей участия субъекта Российской Федерации более 50% в уставном капитале, с 2012 г. осуществляет закупочную деятельность в соответствии сзаконом № 223-ФЗ.
 
Но в ч. 4 ст. 5 федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» зафиксированыследующие изменения: «Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе не является обязательным».
 
Как именно в сложившейся ситуации нужно проводить выбор/отбор, конкурс по выбору аудитора/ аудиторской организации? Нужно ли проходить аккредитацию в разделе ООС под 44-ФЗ и в этом разделе проводить конкурс?
 
Да, Вам нужно зарегистрироваться на ООС по 44-ФЗ и в этом разделе проводить конкурс. Похожая норма была и раньше:организации с долей государственного участия свыше 50% в уставном капитале проводили отбор аудиторской организации по результатам конкурса, проводимого в соответствии с законом № 94-ФЗ.Сейчас норма изменена, но непринципиально.
 
Наше учреждение занимает (на праве оперативного управления) нежилое помещение в многоквартирном доме; мы планировали заключить контракт на основании п. 22 или 23 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ. Можем ли мы заключить три договора?
 
Вы можете воспользоваться данными нормами, но речь идет о двух контрактах: на управление многоквартирным домом и на возмещение расходов по содержанию и ремонту используемых Вами помещений.
 
Можно ли бюджетному учреждению в закупках до 100 тыс. руб. пользоваться нормами закона № 223-ФЗ, а свыше этой суммы – нормами закона № 44-ФЗ?
 
Нет, нельзя. Возможность применения бюджетным учреждением норм закона № 223-ФЗ зависит не от размера расходов на осуществление закупок, а от источников получения доходов (которые перечислены в ч. 2 ст. 15 закона № 44-ФЗ).
 
До 1 января 2014 г. все бюджетные учреждения «сходили с ума» по опубликованию положений о закупке согласно закону № 223-ФЗ. Различные консультанты рекомендовали утвердить положения руководителем и разместить на сайте до 1 января 2014 г. Теперь, после принятия поправок (федеральный закон от 28.12.2013 г. № 396-ФЗ), вправе ли учреждения пользоваться указанными положениями и осуществлять закупки по закону № 223-ФЗ до утверждения учредителем, ведь они размещены до опубликования этой поправки? Никаких разъяснений официальных органов и тех же консультантов нигде нет. Все молчат.
 
Лично я рекомендовала всем бюджетным учреждениям ни в коем случае не торопиться применять норму, которая не вступила в силу (см. «Аукционный вестник» № 163 от 18.10.2013 г., стр. 6). Ведь принятие поправок в закон № 44-ФЗ было совершенно очевидно. Положения о закупке, которые утверждены руководителями бюджетных учреждений, не имеют юридической силы в связи с появлением специального требования о необходимости утверждения данных документов именно органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения (п. 6 ч. 3 ст. 2 закона № 223-ФЗ).
 
Так что бюджетные учреждения, поспешившие выполнять требования еще не вступившей в силу нормы, теперь не имеют права руководствоваться в своей деятельности нормами закона № 223-ФЗ, они должны утвердить положения о закупке у учредителя, причем успеть сделать это теперь уже в срок до 1 апреля 2014 г. В противном случае до окончания 2014 г. данные бюджетные учреждения остаются работать полностью в режиме закона № 44-ФЗ.
 
Наше предприятие (ФГУП) работает по закону № 223-ФЗ. Учредитель (ФСБ России) работает в рамках закона № 44-ФЗ. Между ФСБ и нами заключен государственный контракт на строительство объекта. Обязательно ли нам проводить закупку (с целью заключения договора на строительство с подрядчиком) в рамках закона № 44-ФЗ, или можно провести ее в рамках закона № 223-ФЗ?И вообще: могут ли нормы закона № 44-ФЗ распространяться на наше предприятие (за исключением обязательного аудита)?
 
Нормы закона № 44-ФЗ в описанной Вами ситуации распространяются на ФГУП как на участника закупки, с которым заключен контракт, но не как на заказчика. Поэтому заключение договора между ФГУП и подрядчиком должно осуществляться по правилам закона № 223-ФЗ. На сегодняшний день ФГУП обязан применять в своей закупочной деятельности нормы закона № 223-ФЗ только в том случае, когда у него отсутствует положение о закупке.
 
С 1 января 2017 г. ФГУП будет обязан применять нормы закона № 44-ФЗ для осуществления закупок за счет бюджетных средств, полученных на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности (ч. 26 ст. 112 закон № 44-ФЗ).
 
См. также ответ на похожий вопрос в «Аукционном вестнике» № 173 от 17.01.2014 г. на стр. 6.
 
Если извещение о контракте с единственным поставщиком до 100 тыс. руб. на общероссийском сайте не размещается, существует ли какая-то отчетность по данному виду контрактов?
 
Да, конечно, существует.
 
Во-первых, заказчик обязан составить отчет при заключении такого контракта. Отчет составляется в произвольной форме, в нем заказчик обязан обосновать цену и существенные условия контракта, а также невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
 
Во-вторых, при исполнении контракта заказчик также обязан составить отчет в порядке и по форме, установленной постановлением правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1093.
 
В-третьих, заказчик сдает квартальную статистическую отчетность в соответствии с приказом Росстата от 18.09.2013 г. № 374 (сведения о закупках малого объема).
 
Если заказчик и контролирующий орган – одно и то же лицо (на уровне муниципального образования), как провести процедуру согласования в случае несостоявшегося электронного аукциона (подана одна заявка) в рамках приказа Минэкономразвития России от 13.09.2013 г. № 537?
 
Честно говоря, предположений много, каким образом это оптимально можно было бы сделать. Однако думаю, наилучший вариант – обратиться за официальными разъяснениями непосредственно в Минэкономразвития России во избежание каких-либо недоразумений в будущем.
 
Возникли вопросы в связи с внесением поправок в закон № 223-ФЗ (федеральный закон от 28.12.2013 г. № 396-ФЗ):
 
1)нужно ли включать в положение о закупках обязанность заказчика осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, или такая обязанность возникает только с 1 января 2016 г.?
 
2)если мы производим закупки у субъектов малого предпринимательства на сумму до 100 тыс. руб., это считается закупкой у субъектов малого предпринимательства?
 
3)с какого времени следует отчитываться по закупкам у субъектов малого предпринимательства в Единой информационной системе?
 
Давайте разберемся по порядку. Итак, согласно п. 2 ч. 8 ст. 3 закона № 223-ФЗ,правительство РФ вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета.
 
Из приведенной нормы следует, что ни к настоящему моменту, ни к 1 января 2016 г. привязки нет, следует дождаться выхода соответствующего постановления правительства РФ.
 
Особенности будут установлены для закупок у субъектов не только малого, но и среднего бизнеса. Эти особенности будут установлены не для всех заказчиков, работающих по закону № 223-ФЗ, а лишь для отдельных заказчиков. Вероятно, это те заказчики, которые были перечислены в распоряжении правительства РФ от 29.05.2013 г. № 867-р.
 
Сейчас все заказчики должны размещать сведения о количестве и общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 4 ч. 19 ст. 4 закона № 223-ФЗ). Однако закупка до 100 тыс. руб. может не отражаться заказчиком в плане закупок, не размещаться на официальном сайте, соответственно, и в ежемесячную отчетность она не попадает. Кроме того, в настоящее время у заказчиков нет обязанности специально выделять закупки, проводимые для названных субъектов. Следовательно, в сведениях на официальном сайте могут стоять нули в связи с отсутствием подобных закупок.
 
Наше бюджетное учреждение проводит акцию «Посылка солдату». К сожалению, не могу разобраться, «отправка посылок» – это заключение контракта с единственным поставщиком–монополистом, или отправку нужно выставлять на запрос котировок (28 посылок – это 14 тыс. руб.)? Какой метод обоснования НМЦК в таком случае использовать?
 
К сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги общедоступной почтовой связи, среди которых есть «пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей)» (см. п. 1 перечня услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам, утв.постановлениемправительства РФ от 24.10.2005 г. № 637).
 
Согласно правилам оказания услуг почтовой связи, утв. постановлением правительства РФ от 15.04.2005 г. № 221, максимальный вес бандероли составляет 2 кг, в ней пересылаются малоценные печатные издания, рукописи, фотографии. Посылка имеет предельный вес 20 кг, в ней пересылаются предметы культурно-бытового и иного назначения.
 
Таким образом, ответ на Ваш вопрос, в первую очередь, зависит от того, относится «Посылка солдату» к бандеролям или к посылкам. В первом случае Вы заключаете контракт с монополистом (ФГУП «Почта России»), во втором можно воспользоваться п. 4 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ или провести запрос котировок. Основным методом обоснования НМЦК всегда является метод сопоставимых рыночных цен; если же речь о регулируемых тарифах для монополистов, то тарифный метод.