Контрактная система

С 1 января 2014 года антикоррупционной мерой стало требование обоснования закупок. Приобретение любой продукции должно быть преду­смотрено государственными и региональными программами. Уже на этапе планирования заказчики обязаны обосновать не только предмет закупки, но и выбор способа закупок, начальную (максимальную) цену контракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком.

Семь с половиной лет в нашей стране действовал федеральный закон 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». С его утверждением появились не только конкурсы и запросы котировок, но и аукционы, в том числе в электронной форме. Он дал возможность размещать заказ у единственного поставщика и получил славу самого критикуемого федерального закона, с которым часто ассоциируются негативные последствия его реализации, такие, как сговор участников размещения заказов, недобросовестность, демпинг при проведении процедур закупок, неисполнение контрактных обязательств.
Вопросы совершенствования системы госзакупок (а это расходование бюджетных средств), активно обсуждавшиеся на протяжении последних лет, привели к ее  реформированию. Итогом стало принятие федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который с 1 января 2014 года вступил в законную силу. Мы попросили главу департамента государственных закупок Кировской области Елену Валентиновну Мальцеву осветить основные преимущества новой системы в части повышения эффективности бюджетных расходов, развития конкуренции, предотвращения  коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.

Интервью АВ предоставила общественно-политическая газета «Вятский край»

- Прежний, 94-й, закон регламентировал только процедуру размещения заказа, что привело к смещению коррупционных проявлений на другие стадии закупочной деятельности. В контрактной системе регламентирован весь закупочный цикл - от планирования до исполнения контракта. Кроме того, будет регулироваться такая категория закупок, как приобретение и аренда недвижимого имущества.
Остановлюсь на комплексе мер по предотвращению коррупции и иных злоупотреблений в сфере закупок, предусмотренных законом о контрактной системе. Увеличивается состав субъектов закупок. В их число войдут, помимо органов власти, унитарные предприятия и автономные учреждения. При предоставлении бюджетных субсидий на капитальные вложения в объекты государственной и муниципальной собственности они должны будут руководствоваться положениями нового закона.
Антикоррупционной мерой станет требование обоснования закупок. Приобретение любой продукции должно быть преду­смотрено  государственными и региональными программами. Уже на этапе планирования заказчики будут обязаны обосновать не только предмет закупки, но и выбор способа закупок, начальную (максимальную) цену контракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком.
Для минимизации рисков завышения начальной (она является максимальной) цены контракта установлены методы ее определения, обязательные к применению.
В отношении лекарств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, предусмотрено, что их не смогут закупать выше предельной отпускной цены.
Новация закона - введение понятия нормирования.


- Например, администрация какого-нибудь муниципалитета не сможет купить навороченную и дорогостоящую машину?


- Закон предполагает, что заказчик не сможет приобрести товар с характеристиками, не предусмотренными нормативными правовыми актами федеральных и региональных органов власти или муниципальных образований. Правительством области будет утвержден перечень продукции, подлежащей нормированию, и установлены ее предельные цены. В 2014 году такие перечни должны быть приняты во всех муниципальных образованиях области.


- Недавно на заседании комиссии по противодействию коррупции при губернаторе Кировской области обсуждали одну ситуацию. Оказалось, что с фирмой, участником закупки, не выполнившим условия контракта, судебные разбирательства могут затянуться на длительное время.


- Да, но в случае расторжения контракта по решению суда такая фирма  окажется в числе недобросовестных участников закупок и не сможет участвовать в процедурах закупок в дальнейшем. Сам же реестр будет включать не только сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях, но и сведения об учредителях, о членах коллегиальных исполнительных органов, а также о лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридического лица. При этом, если физическое лицо, включенное в реестр недобросовестных поставщиков, является одновременно учредителем и в других компаниях, такие организации автоматически не будут допускаться к участию в закупках. В отдельных случаях поставщик будет обязан предоставить информацию о своих выгодоприобретателях.
  Кроме того,  комиссиям по осуществлению закупок предоставляется право проводить проверки в отношении участников закупки на предмет отсутствия фактов судимости за преступления в сфере экономики, а также административного наказания в виде дисквалификации. Несоответствие данным требованиям послужит основанием для отстранения участника от процедуры закупки или отказа от заключения контракта на любом этапе проведения закупки.


  - А как насчет способов закупок?


- Помимо существующих в настоящее время способов определения поставщиков устанавливаются новые: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двух­этапный конкурс, а также запрос предложений.
Кстати, из «аукционного перечня» исключены продукты питания, закупаемые учреждениями социальной сферы, и подрядные работы с начальной ценой контракта свыше 150 млн рублей, выполняемые для государственных нужд.
Изменяется порядок проведения уже знакомых нам процедур закупок и границы их применения. Так, закупка путем запроса котировок становится сложнее. Можно сказать, что это мини-конкурс со вскрытием конвертов, с ведением аудиозаписи и с присутствием поставщиков. Кроме того, по запросам котировок устанавливается ограничение: не более 10% общего годового объема средств и не более 100 млн  рублей в год.
Закупки малого объема заказчики будут вправе осуществлять в размере не более чем 5% годового объема средств, предусмотренных на все закупки, но не более 50 млн рублей в год. Учреждениям культуры и образования предоставлено право осуществлять закупки на сумму, не превышающую 400 тысяч рублей, но не более половины годовой стоимости закупок  и не более 20 млн рублей в год. Для сравнения: в 2012 году у заказчиков областного уровня закупки малого объема составили 18%, по запросам котировок - 1,6% от общей стоимости заключенных контрактов.
Таким образом, после вступления закона в силу мы ожидаем значительного увеличения количества проводимых  торгов.


- Нам, так или иначе, придется сравнивать новый закон с прежним, который был нацелен на снижение цены торгов, и порой - до парадоксальности. Были ситуации, когда фирмы снижали цену более чем на 70%. Это был явный обман. Есть ли этому противодействие сегодня?


- Законом о контрактной системе предусмотрен комплекс антидемпинговых мер, направленных на защиту заказчика от недобросовестных участников закупок, предлагающих искусственно заниженную цену контракта. В случае если участник торгов снизит начальную цену контракта на 25% и более, контракт заключается только после того, как он предоставит повышенный размер обеспечения его исполнения.


- Это денежные средства?


- Нет, это могут быть не только денежные средства, вносимые на расчетный счет заказчика, но и банковские гарантии. Однако, в отличие от действовавшего ранее закона 94-ФЗ, к банковской гарантии предъявляются новые требования. По закону о контрактной системе, заказчики принимают банковскую гарантию, зарегистрированную в реестре выданных гарантий, по форме, установленной правительством Российской Федерации.
Ужесточение требований к банковским гарантиям обусловлено тем, что при размещении заказов имели место случаи предоставления поддельных гарантий. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта.  Это значит, что сведения о нем включаются в реестр недобросовестных поставщиков. Другой мерой защиты от недобросовестных поставщиков станет обязательное обеспечение исполнения контрактов, в том числе при запросе котировок и у единственного поставщика.


- Елена Валентиновна, было много нареканий, что невозможно проконтролировать выполнение контрактов, особенно если это касалось поставки продуктов питания, да и в других случаях...


- Меры ответственности как поставщиков, так и заказчиков за ненадлежащее исполнение контрактов ужесточат - вводится приемка результатов с обязательным проведением экспертизы. Должностные лица, осуществляющие приемку, несут ответственность  согласно законодательству.
Для обеспечения гласности и прозрачности на всех этапах закупок предусмотрено усиление информационной составляющей. В единой информационной системе будет предусмотрен в автоматизированном режиме контроль за осуществлением закупки от стадии планирования до исполнения.
Конечно, рассказать обо всех нюансах сегодня невозможно, но я бы отметила, что закупочную деятельность будут осуществлять исключительно специалисты, имеющие опыт и специальные знания в области закупок. Если годовой объем закупок будет превышать 100 млн рублей, то заказчики создадут контрактные службы, если он будет менее этой суммы - будет назначен  контрактный управляющий. Указанные должностные лица будут нести персональную ответственность за осуществление закупок.
Законом предусмотрен общественный контроль закупок, который вправе осуществлять граждане, общественные объединения, объединения юридических лиц. В случае выявления признаков состава преступления в отношении действий заказчиков или уполномоченных органов им дано право обращаться в правоохранительные органы.
Обязательным условием заключения контрактов по новому закону является условие об ответственности и заказчика, и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту. Размер штрафа рассчитывается в виде фиксированной суммы и зависит от цены контракта. Так, при цене контракта до 3 млн рублей штраф составит 10% цены, при цене свыше 100 млн рублей  - 0,5% цены.
Ограничена личная заинтересованность субъектов закупок в их итогах. В частности, контракт может быть признан недействительным, если должностные лица заказчика состоят в браке с лицами, с которыми заключается контракт, или являются близкими родственниками.


- А что сделано в Кировской области для внедрения контрактной системы?


- В 2012 году на региональном уровне внедрена информационная система закупок «WEB-Торги-КС». Заказчики планируют  свою закупочную деятельность на трехлетний период, формируют планы закупок и планы-графики закупок. Осуществляется контроль за исполнением условий государственных контрактов. Ведется работа по подготовке необходимых региональных нормативных правовых актов. Утвержден перечень продукции, при закупке которой определение поставщика осуществляется департаментом госзакупок.
Областные государственные бюджетные учреждения будут обязаны осуществлять закупки в соответствии с законом о контрактной системе независимо от источника финансирования закупок. Департаментом проведены обучающие семинары для специалистов областного и муниципального уровней. Итогом реформирования должно стать более качественное, эффективное и прозрачное расходование бюджетных средств, исключающее коррупционные злоупотребления.

Подготовила Н. АРКАДЬЕВА