Вопрос юристу (№174)

На вопросы из редакционной почты отвечает доктор юридических наук, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Ольга Беляева.

 

Мы являемся МУПом. Согласно федеральному закону от 28.12.2013 г. № 396-ФЗ, как я поняла, теперь нужно будет регистрироваться на ЕИС, а как же работа на официальном сайте www. zakupki.gov.ru?

Согласно постановлению правительства РФ от 12.10.2013 г. № 913, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы (ЕИС) вся информация пока размещается на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

Наше предприятие является ГУПом и закупки осуществляет по закону № 223-ФЗ. Подскажите, необходимо ли нам руководствоваться нормами закона № 44-ФЗ при заключении договора с соисполнителем, который нужен нам для исполнения обязательств по государственному контракту, заключенному в соответствии с законом № 44-ФЗ?

Нет, такого требования в действующем законодательстве РФ нет. Сделки «вспомогательного» по отношению к государственному контракту характера Вы заключаете, руководствуясь требованиями своего положения о закупке.

Подскажите, пожалуйста, является ли получение МУПом займа у МУПа случаем, который регламентирует закон № 223-ФЗ?

Нет, не является. Круг отношений, которые входят в предмет регулирования закона № 223-ФЗ и составляют предмет закупочной деятельности заказчика, можно определить из названия самого закона – это купля-продажа, где заказчик выступает покупателем; подряд и возмездное оказание услуг, в которых он занимает позицию заказчика работы или услуги.

В соответствии с п. 1 ст. 807 ГК РФ, по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества; договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей. Договор займа относится к классу договоров, направленных на передачу имущества в целях его временного использования с обязанностью возвратить такое же имущество (определяемое родовыми признаками).

Таким образом, нет оснований отождествлять договор займа с закупкой товара, работы или услуги.

31 октября 2013г. распоряжением правительства РФ № 2019-р утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме. Какие товары тогда можно закупать запросом котировок у единственного поставщика (до 100 тыс. руб.)?

Имеет ли заказчик право провести запрос котировок, если товар указан в данном перечне, и сумма закупки составляет 150 тыс. руб.; или заключить контракт с единственным поставщиком на сумму 5 тыс. руб.?

Хочу обратить внимание, что вопросы, аналогичные Вашему, поступали в редакцию неоднократно еще в прошлом году (см. «Аукционный вестник» № 169 от 29.11.2013 г.). На тот момент я отвечала на них, опираясь на практику применения закона № 94-ФЗ в части выбора между электронным аукционом, с одной стороны, и более простыми процедурами, с другой. Сейчас никакой проблемы с этим уже нет в связи с новой редакцией части 2 ст. 59 закона № 44-ФЗ, в ней теперь прямо указано, что товары, работы, услуги, которые включены в «аукционный перечень», можно закупать путем запроса котировок, запроса предложений и у единственного поставщика с учетом требований, установленных законом № 44-ФЗ. Собственно говоря, такая практика была и раньше, просто в бытность закона № 94-ФЗ она основывалась на многочисленных разъяснениях Минэкономразвития России и ФАС России, а сейчас получила законодательное закрепление.

Так что закупки, перечисленные в Вашем вопросе, возможны, несмотря на включение товара в «аукционный перечень».

Согласно закону № 44-ФЗ, организация может 5% средств от годового объема закупок проводить по договорам без торгов. Но при этом даже мелкий ремонт автомобилей и покупку запчастей нужно проводить через электронный аукцион (согласно распоряжению правительства РФ от 31.10.2013 г. № 2019-р). Возникает вопрос: на что же можно использовать эти 5%?

В новой редакции части 2 ст. 59 закона № 44-ФЗ сейчас указано, что товары, работы, услуги, которые включены в «аукционный перечень», можно закупать путем запроса котировок, запроса предложений и у единственного поставщика при соблюдении условий, установленных законом (например, ограничение по 5%).

Во всех ли случаях заключения контракта с единственным поставщиком по закону № 44-ФЗ необходимо обоснование начальной (максимальной) цены контракта? Большая часть наших бюджетных учреждений имеет минимальный бюджет. Цена одного контракта может составлять 5-10 тыс. руб., при этом речь зачастую идет о приобретении каких-либо сложных товаров (книг, сувениров для участников творческих конкурсов, материалов для изготовления костюмов и декораций). Непонятно, где именно, в какой форме и в какие сроки должна быть размещена информация о цене контракта, ведь до 100 тыс. руб. извещение о контракте не размещается в информационной системе.

Цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, подлежит обоснованию во всех случаях без исключений (ст. 22, ч. 3 ст. 93 закона № 44-ФЗ). Информация об обосновании цены контракта включается в отчет, составляемый в произвольной форме при заключении контракта. Размещать этот отчет где-либо не нужно, его следует хранить вместе с контрактом.

Подпадаем ли мы под п. 5 ч. 1 ст. 93 закона о контрактной системе (закупки у единственного поставщика до 400 тыс. руб.)? Мы являемся государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования. Этот пункт в новой редакции выглядит иначе и, как нам кажется, нам подходит, но очень хотелось бы получить от Вас профессиональную оценку.

Спешу Вас обрадовать: действительно, сейчас исправлена досадная ошибка, ранее содержавшаяся в приведенной Вами норме. Сейчас образовательные учреждения могут осуществлять закупки у единственного поставщика до 400 тыс. руб. с соблюдением ограничений (не более 50% от годового объема закупок и не более 20 млн руб.).

Если государственный (муниципальный) заказчик заключает договор подряда с физическим лицом, необходимо ли обосновать цену контракта?

Да, исключений по вопросу обоснования цены законом № 44-ФЗ не предусмотрено.

Нужно ли обосновывать цену государственных (муниципальных) контрактов на сумму до 100 тыс. руб. и до 400 тыс. руб.?

Да, нужно. Это требование закреплено в ст. 22 и в ч. 3 ст. 93 закона № 44-ФЗ. Причем обосновывать Вы обязаны не только цену, но также невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), иные существенные условия контракта (ч. 3 ст. 93 закона № 44-ФЗ).

Бюджетное учреждение до 31.12.2013 г. не разместило положение о закупке, хотя должно было это сделать, согласно закону № 223-ФЗ (сайт был перегружен и прикрепить положение не было возможности). Можно ли учреждению в 2014 г. разместить положение на официальном сайте и работать в соответствии с законом № 223-ФЗ?

Норма части 25 ст. 112 закона № 44-ФЗ, посвященная размещению положений о закупке бюджетными учреждениями, претерпела существенные изменения. Так, Вы вправе разместить свое положение о закупке в срок до 1 апреля 2014 г. Как только положение будет размещено на официальном сайте, Вы можете переходить к его применению в своей деятельности.

Является ли плата за обучение (в рамках муниципального задания) учащихся в детской школе искусств средствами от иной приносящей доход деятельности бюджетного учреждения в контексте ст. 15 закона № 44-ФЗ?

Да, конечно, является.