Теоретические и практические проблемы реализации запроса предложений
Трефилова Татьяна Николаевна,
кандидат психологических
наук, проректор по научной и
инновационной деятельности ФГБОУ
«Институт развития дополнительного
профессионального образования»,
профессор кафедры
государственных и корпоративных
закупок ФГБОУ ИРДПО
Теоретические и практические проблемы реализации запроса предложений
·Законом № 44-ФЗ вводится новый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – запрос предложений.
·Под запросом предложений понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о потребностях в товаре, работе или услуге для нужд заказчика сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом удовлетворяет потребностям заказчика в товаре, работе или услуге.
·В законе № 44-ФЗ определены несколько случаев, когда заказчик вправе осуществлять закупку путем запроса предложений. Часть этих случаев в законе о размещении заказов относится к случаям размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика):
1) заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии (пункт 2.1. части 2 статьи 55 закона № 94-ФЗ)[1];
2) заключение контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд Российской Федерации в Олимпийских играх и Паралимпийских играх (пункт 31 части 2 статьи 55 закона № 94-ФЗ)[2];
3) заключение контракта на оказание преподавательских услуг физическими лицами (пункт 22 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ).
К случаям, когда заказчик вправе осуществлять закупку путем запроса предложений, также относятся:
4) заключение федеральным органом исполнительной власти в соответствии с установленными правительством Российской Федерации правилами контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
В развитие пункта 3 части 2 статьи 83 закона № 44-ФЗ принято постановление правительства РФ от 11 ноября 2013 г. № 1011 «Об утверждении правил заключения федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина |
5) заключение контракта на оказание услуг экскурсовода (гида) физическими лицами;
6) осуществление закупок дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, торговыми представительствами Российской Федерации, официальными представительствами Российской Федерации при международных организациях и иными заказчиками, осуществляющими свою деятельность за пределами территории Российской Федерации, для обеспечения такой деятельности в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятнадцать миллионов рублей[3];
7) осуществление закупки товара, работы или услуги, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком на основании части 9 статьи 95[4] настоящего федерального закона.
8) осуществление закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (в связи с индивидуальной непереносимостью других препаратов, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.
9) признание повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися в соответствии с частью 4 статьи 55[5] и частью 4 статьи 71[6] закона № 44-ФЗ. (см. также комментарий к статье 71);
10) осуществление закупок изделий народных художественных промыслов, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
·Представляется сомнительным, что в запросе предложений будут вообще принимать участие такие физические лица, как преподаватели и гиды, так как на момент заключения контракта им будет необходимо предоставлять обеспечения исполнения контракта.
·Законом № 44-ФЗ установлен состав и сроки размещения извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений в ЕИС.
В состав документации о проведении запроса предложений включаются в том числе критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, величины значимости этих критериев (пункт 7 части 6 статьи 83). В то же время часть 2 статьи 32 разрешает заказчику не применять предусмотренные частью 1 статьи 32 критерии, их величины значимости.
·Закон № 44-ФЗ наделяет заказчика правом направления приглашения принять участие в запросе предложений лицам, способным осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок. Но в случае, если заказчик решит воспользоваться этим правом, у него возникает обязанность направить приглашения принять участие в запросе предложений лицам, с которыми в течение восемнадцати месяцев, предшествующих проведению запроса предложений, заказчиком заключались контракты в отношении тех же объектов закупок, при условии, что указанные контракты не были расторгнуты в связи с нарушением поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий указанных контрактов.
Если же заказчик не направляет приглашения принять участие в запросе предложений лицам, способным осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок, он не обязан приглашать и лиц, с которыми в течение восемнадцати месяцев, предшествующих проведению запроса предложений, заказчиком заключались контракты.
В случае, если запрос предложений проводится в результате принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (пункт 6 части 2 статьи 83), приглашения необходимо направить в обязательном порядке только лицам, которые являлись участниками закупок на право заключения контракта, расторжение которого и было осуществлено, заявки которых не были отклонены в связи с несоответствием таких заявок требованиям закона № 44-ФЗ.
Законом № 44-ФЗ установлен срок направления приглашений принять участие в запросе предложений: не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения запроса предложений только для случая, когда такие приглашения направляются лицам, которые являлись участниками закупок на право заключения контракта, расторжение которого и было осуществлено, заявки которых не были отклонены в связи с несоответствием таких заявок требованиям закона № 44-ФЗ. При этом извещение о проведении запроса предложений размещается заказчиком в ЕИС не позднее чем за пять дней до даты проведения такого запроса. Таким образом, для того, чтобы срок направления приглашений и срок размещения извещения заканчивались в одну и ту же дату, заказчик должен на один или в ряде случаев на два дня раньше направлять приглашения принять участие в запросе предложений, чем размещать извещение в ЕИС. Либо в случае, если заказчик направляет приглашения и размещает извещение в ЕИС в один и тот же день, срок на подачу заявок на участие в запросе предложений в извещении о проведении запроса предложений должен быть увеличен заказчиком с учетом разницы в календарных и рабочих днях.
Сроки направления приглашений в иных случаях законом не установлены.
·Запрос предложений является единственным конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в законе № 44-ФЗ, который заказчик не вправе отменить после размещения в ЕИС извещения о проведении запроса предложений (часть 5 статьи 83). Также заказчик не вправе вносить изменения в извещение о проведении запроса предложений, документацию о проведении запроса предложений. В законе о размещении заказов таким «неотменяемым и неизменяемым» способом размещения заказов является запрос котировок.
·Вскрытие конвертов с заявками на участие в запросе предложений и (или) открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений осуществляется комиссией по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений публично два раза:
- первый раз – заявки на участие в запросе предложений;
- второй раз – окончательные предложения.
Заказчик в обоих случаях обеспечивает осуществление аудиозаписи. Любой участник запроса предложений, присутствующий при вскрытии конвертов с заявками на участие в запросе предложений, конвертов с окончательными предложениями и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений, окончательным предложениям, вправе осуществлять аудио- и видеозапись вскрытия этих конвертов и открытия указанного доступа.
При вскрытии конвертов с заявками на участие в запросе предложений и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений заказчик обязан предоставить всем участникам запроса предложений, подавшим заявки, возможность присутствовать при вскрытии конвертов с их заявками и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам и оглашении заявки, содержащей лучшие условия исполнения контракта. При этом, в отличие от проведения конкурса, запроса котировок, заказчик не признается исполнившим эту обязанность, если участникам предоставлена возможность получать в режиме реального времени полную информацию о вскрытии конвертов с заявками и (или) об открытии указанного доступа (конкурс – часть 2 статьи 52; запрос котировок – часть 2 статьи 78).
Законом № 44-ФЗ не установлено, что рассмотрение и оценка заявок проводится публично, т.е. комиссия по осуществлению закупок[7] после проведения процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений удаляется для проведения рассмотрения и оценки заявок и возвращается в зал, где проходила процедура вскрытия, для оглашения лучших условий исполнения контракта в присутствии участников запроса предложений.
·Запрос предложений признается несостоявшимся в следующих случаях:
- если до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений не подано ни одной такой заявки;
- если до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений подана только одна заявка на участие в запросе предложений.
В случае если запрос предложений признается несостоявшимся в связи с тем, что до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений не подано ни одной такой заявки, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и снова осуществляет закупку. То есть в случае, если на запрос предложений по какой-либо причине не подается ни одна заявка, заказчик будет проводить запрос предложений до тех пор, пока на такой запрос предложений не будет подана хотя бы одна заявка.
В случае если запрос предложений признается несостоявшимся в связи с тем, что до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений подана только одна такая заявка, которая признана соответствующей требованиям закона № 44-ФЗ и удовлетворяет потребности заказчика в товарах, работах, услугах в соответствии с извещением о проведении запроса предложений, заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ. Контракт заключается после согласования при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок.
·Закон № 44-ФЗ не содержит положений о признании запроса предложений несостоявшимся в следующих случаях:
- при отстранении от запроса предложений комиссией по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений всех участников запросов предложений, подавших заявки, не соответствующие требованиям, установленным документацией о проведении запроса предложений;
- при признании комиссией по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений только одной заявки соответствующей всем требованиям, установленным документацией о проведении запроса предложений;
- при уклонении победителя запроса предложений и участника запроса предложений, окончательному предложению которого присвоен второй номер от заключения контракта.
·Сроки заключения контракта по результатам проведения запроса предложений аналогичны таким срокам при заключении контракта по результатам запроса котировок: контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, предусмотренного частью 16 настоящей статьи, и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола.
Рассмотрим этапы проведения запроса предложений, не урегулированные законом № 44-ФЗ действия заказчика, комиссии, участника закупки.
№ п/п |
Неурегулированные (или некорректно урегулированные) действия заказчика, комиссии, участника закупки |
I. |
Этап разработки извещения и документации о проведении запроса предложений |
1.1 |
В извещение о проведении запроса предложений включаются требования о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим федеральным законом), несмотря на то, что требование по обеспечению заявки устанавливаются только при проведении конкурса или аукциона (статья 44) |
1.2. |
В извещение о проведении запроса предложений не включается требование о размере обеспечения исполнения контракта, порядке предоставления такого обеспечения, требование к такому обеспечению, а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего федерального закона, несмотря на то, что, в соответствии со статьей 96, заказчиком в извещении об осуществлении закупки должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением ряда случаев, относящихся к случаям осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). |
1.3. |
Не регламентировано, что срок окончания подачи заявок и дата проведения запроса предложений являются одним и тем же днем. Таким образом, заказчик может определить разные сроки окончания подачи заявок на участие в запросе предложений и вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений. Если разные заказчики устанавливают разные сроки, нарушается принцип единства контрактной системы. |
1.4. |
В извещение о проведении запроса предложений включаются требования, предъявляемые к участникам запроса предложений, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса предложений в соответствии со статьей 31 настоящего федерального закона, а не в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 31, как при проведении конкурса, аукциона. Получается, что вместо декларации о соответствии требованиям, установленным в пунктах 3-8 части 1 статьи 31, участнику будет необходимо представлять документы, подтверждающие их соответствие указанным пунктам. |
II. |
Этап подготовки заявки |
2.1. |
Отсутствует указание на возможность направления участником закупки запросов о даче разъяснений положений документации о проведении запроса предложений. |
2.2. |
Отсутствуют требования к составу заявки на участие в запросе предложений. Состав заявки на участие в запросе предложений заказчик определяет самостоятельно в документации о проведении запроса предложений, наряду с формой заявки на участие в запросе предложений. Если разные заказчики устанавливают разные требования к составу заявки, нарушается принцип единства контрактной системы. |
2.3. |
Отсутствует требование о подаче заявки в запечатанном конверте. Косвенная ссылка на то, что заявки подаются в запечатанных конвертах, содержится в пункте 4 части 4 статьи 83: «место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений», но наличие косвенной ссылки не исключает возможности подачи заявки на участие в запросе предложений, окончательных предложений не в конвертах или в незапечатанных конвертах участниками закупки. |
2.4. |
Отсутствует требование о прошивании листов заявки. |
III. |
Этап подачи заявки |
3.1. |
Не регламентирована выдачи расписки о получении заявки. |
IV. |
Этап вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений[8] |
4.1. |
Несмотря на то, что в документации о проведении запроса предложений указывается только порядок и срок отзыва заявок на участие в запросе предложений и не указывается возможность изменения таких заявок, при вскрытии конвертов заказчик обязан публично объявить присутствующим участникам запроса предложений при вскрытии этих конвертов и открытии указанного доступа о возможности подачи заявок, изменения или отзыва поданных заявок. Не ясно, что должен делать заказчик в случае подачи участником закупки изменения заявки на участие в запросе предложений. |
4.2. |
Обращение к участникам о возможности подачи заявок, изменения или отзыва поданных заявок осуществляет заказчик, в то время как на публичной процедуре вскрытия открытого конкурса, запроса котировок, подобное обращение осуществляет комиссия по осуществлению закупок. |
4.3. |
Не регламентирован состав информации, оглашаемой при проведении вскрытия конвертов. |
4.4. |
В случае если по окончании срока подачи заявок на участие в запросе предложений не подано ни одной заявки, запрос предложений признается несостоявшимся, но при это не указано, что оформляется какой-либо протокол, в который вносится соответствующая информация |
4.5. |
В случае если после окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений подана только одна заявка, запрос предложений признается несостоявшимся, но при этом не указано, что соответствующая информация вносится в протокол проведения запроса предложений. Не регламентированы сроки размещения в ЕИС такого протокола. |
V. |
Этап рассмотрения и оценки заявок |
5.1. |
Полностью отсутствует описание случая, когда на этапе рассмотрения комиссия принимает решение, что единственная поданная заявка или все поданные заявки не соответствуют требованиям, установленным документаций о проведении запроса предложений. Не урегулированы сроки размещения протокола проведения запроса предложений в ЕИС. |
5.2. |
Полностью отсутствует описание случая, когда на этапе рассмотрения комиссия принимает решение о соответствии требованиям документации о проведении запроса предложений только одной заявки. В частях 11 и 12 статьи 83 упоминается единственная заявка, но это – заявка, единственно поданная по окончании срока подачи заявок, а не единственно соответствующая требованиям документации о проведении запроса предложений. |
5.3. |
Не ясно, как на практике заказчиками должно реализовываться положение части 11 статьи 83: «Все заявки участников запроса предложений оцениваются на основании критериев, указанных в документации о проведении запроса предложений, фиксируются в виде таблицы и прилагаются к протоколу проведения запроса предложений». Должна ли комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений перепечатать все содержание заявок в таблицу, являющуюся приложением к протоколу проведения запроса предложений, или в таблицу заносятся результаты оценки таких заявок, или в таблицу заносятся только наименования участников, подавших такие заявки. |
VI. |
Этап оглашения лучших условий исполнения контракта |
6.1. |
Законом № 44-ФЗ предполагается, что оглашение лучших условий исполнения контракта происходит в присутствии участников запроса предложений, но в законе № 44-ФЗ полностью отсутствует описание случая, когда на оглашении лучших условий исполнения контракта не присутствует ни один из участников запроса предложений, в том числе и подавший единственную заявку. В связи с этим остаются неурегулированными вопросы: может ли заказчик в случае подачи нескольких заявок на участие в запросе предложений, признанных соответствующими требованиям документации о проведении запроса предложений, признать участника, подавшего заявку, содержащую лучшие условия исполнения контракта, победителем запроса предложений (и какой протокол оформляется в этом случае, в какие сроки размещается в ЕИС) или заказчик должен ждать рабочий день, т.к. участники могут ознакомиться с выпиской из протокола проведения запроса предложений, размещенной в ЕИС, и подать окончательные предложения. Или в данном случае запрос предложений признается несостоявшимся. |
6.2. |
Законом № 44-ФЗ не урегулирован случай: если все присутствующие участники запроса предложений отказались направить окончательные предложения, имеет ли право заказчик признать участника, подавшего заявку, содержащую лучшие условия исполнения контракта, победителем запроса предложений (и какой протокол оформляется в этом случае, в какие сроки размещается в ЕИС), или в этом случае запрос предложений признается несостоявшимся. |
6.3. |
Не урегулирован случай, когда лучшие условия исполнения контракта содержатся в нескольких заявках на участие в запросе предложений. |
VII. |
Этап подачи окончательных предложений |
7.1. |
Отсутствуют требования к составу окончательного предложения. Не ясно, может ли заказчик вообще устанавливать требования к такому составу. |
7.2. |
Законом № 44-ФЗ не урегулирован вопрос о возможности подачи окончательного предложения, содержащего условия исполнения контракта, которые хуже, чем оглашенные на предыдущем этапе, в том числе и для участника, подавшего единственную заявку после окончания срока подачи заявок. |
7.3. |
Не урегулирован вопрос, могут ли участники запроса предложений, отказавшиеся направить окончательные предложения, отказ которых зафиксирован в протоколе проведения запроса предложений, передумать и в течение рабочего дня, следующего за датой проведения запроса предложений, направить окончательные предложения, и должна ли комиссия по осуществлению закупок рассматривать такие окончательные предложения. |
7.4. |
Полностью отсутствует описание случая, когда на оглашении лучших условий исполнения контракта участники запроса предложений не отказались направить окончательные предложения, но по факту все-таки их не направили. Не ясно, может ли в этом случае заказчик признать участника, подавшего заявку, содержащую лучшие условия исполнения контракта, оглашенные на предыдущем этапе, победителем запроса предложений, или в данном случае запрос предложений признается несостоявшимся. |
7.5. |
Полностью отсутствует описание случая, когда подано единственное окончательное предложение. Не ясно, может ли заказчик признать участника, подавшего единственное окончательное предложение, победителем запроса предложений и заключить с ним контракт, или запрос предложений признается несостоявшимся. Не ясно, имеет ли право такой участник отказаться от заключения контракта. |
7.6. |
Не урегулирован вопрос о рассмотрении комиссией по осуществлению закупок окончательных предложений на предмет их соответствия требованиям документации о проведении запроса предложений. |
7.7. |
Полностью отсутствует описание случая, когда поданные окончательные предложения не соответствуют требованиям документации о проведении запроса предложений. Не ясно, имеет ли право заказчик признать участника, подавшего заявку, содержащую лучшие условия исполнения контракта, оглашенные на предыдущем этапе, победителем запроса предложений, или в этом случае запрос предложений признается несостоявшимся. |
7.8. |
Полностью отсутствует описание случая, когда из всех поданных окончательных предложений только одно соответствует требованиям документации о проведении запроса предложений. Не ясно, может ли в этом случае заказчик признать участника, подавшего такое окончательное предложение, победителем запроса предложений, или в данном случае запрос предложений признается несостоявшимся. |
7.9. |
В соответствии с частью 16 статьи 83, выигравшим окончательным предложением является окончательное предложение, которое в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении запроса предложений, наилучшим образом удовлетворяет потребности заказчика в товарах, работах, услугах. При этом необходимо отметить, что в извещении о проведении запроса предложений не указываются критерии, они указываются в документации о проведении запроса предложений (пункт 7 части 6). |
VIII. |
Этап заключения контракта |
8.1. |
Не регламентированы сроки подписания итогового протокола. |
8.2. |
Не регламентировано, в каком количестве экземпляров составляется итоговый протокол. |
8.3. |
Не регламентировано, что один экземпляр итогового протокола направляется победителю запроса предложений. |
8.4. |
Не регламентированы сроки направления победителю или участнику запроса предложений, подавшему единственную заявку, проекта контракта. |
8.5. |
Не урегулированы действия заказчика в случае, когда при уклонении победителя участник запроса предложений, окончательному предложению которого присвоен второй номер, согласился заключить контракт, но в итоге передумал и не направил заказчику подписанный проект контракта и обеспечение исполнения контракта. |
8.6. |
Закон № 44-ФЗ не содержит нормы, согласно которой запрос предложений признается несостоявшимся при уклонении победителя запроса предложений и участника запроса предложений, окончательному предложению которого присвоен второй номер, от заключения контракта. |
IX. |
Хранение документов |
9.1. |
В законе № 44-ФЗ не установлены сроки хранения документов о проведении запроса предложений: документации, заявок, протокола и др. Кроме того, сроки хранения данных документов не установлены и в приказе Министерства культуры РФ от 25 августа 2010 г. N 558 "Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения". Следовательно, заказчик самостоятельно определяет сроки хранения указанных документов. |
Запрос предложений |
|||||
Название протокола |
Кол-во экземпля-ров |
Кем ведется / кем и в какие сроки подписывается |
Где и в какие сроки размещается / куда и в какие сроки направляется |
Сроки направления победителю / участнику |
Номера статей и частей закона № 44-ФЗ / примечание |
Протокол проведения запроса предложений |
Не указано |
Не указано, кто ведет. Не указывается, что протокол подписывается комиссией. Сроки подписания не определены |
1. В течение одного часа после завершения проведения запроса предложений в ЕИС размещается выписка из протокола. Не указано, кто размещает. 2. Сам протокол размещается в ЕИС в день подписания итогового протокола проведения запроса предложений. Не указано, кто размещает. |
- |
Статья 83 части 10, 13, 16. |
Итоговый протокол запроса предложений |
Не указано |
Не указано, кто ведет. Не указывается, что протокол подписывается комиссией. Сроки подписания не определены |
В день подписания - в ЕИС. Не указано, кто размещает. |
Не указано |
Статья 83 часть 16. |
Случаи признания способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся |
|||||
Способ закупки |
До момента вскрытия конвертов не подано ни одной заявки / Внесение в протокол информации |
До момента вскрытия конвертов подана одна заявка / Внесение в протокол информации |
По результатам рассмотрения заявок все заявки были отклонены[10] |
По результатам рассмотрения только одна заявка признана соответствующей требованиям документации[11] |
Уклонение «2-го места» при уклонении победителя |
Запрос предложений |
Признается несостоявшимся (часть 8 статьи 83) Не указано, что составляется протокол |
Признается несостоявшимся (часть 8 статьи 83) Не указано, что информация вносится в протокол проведения запроса предложений |
Не признается несостоявшимся |
Не признается несостоявшимся |
Не признается несостоявшимся |
Действия заказчика в указанных случаях |
Заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости в план закупок)[12]. Снова осуществляет закупку (часть 19 статьи 83) |
Заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (пункт 25 части 1 статьи 93) через согласование такой закупки с контрольным органом в сфере закупок (соответствующего уровня: федеральный, в области гособоронзаказа, субъекта РФ, муниципальный – районы, городской округ) (часть 18 статьи 83) |
Не указано, что должен делать заказчик |
Не указано, что должен делать заказчик |
Не указано, что должен делать заказчик |
[2]Данный случай закупки у единственного поставщика был внесен в федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 308-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», т.е. через три года реализации 94-ФЗ. В пояснительной записке отмечалось, что «внесение данного изменения обусловлено несовершенством действующего закона, который не позволяет закупать спортивный инвентарь и экипировку для спортсменов, технические характеристики и свойства которого позволили бы добиваться результатов на уровне высших мировых достижений.
Речь идет, прежде всего, о технически сложных видах спорта (таких, как бобслей, велоспорт, гребля, парусный спорт), а также о видах спорта, в которых экипировка спортсмена оказывает существенное влияние на достигнутые результаты (таких, как конькобежный спорт, фигурное катание, лыжные и стрелковые виды спорта, др.).
В современном спорте высших достижений при равных физических и волевых параметрах преимущество получает тот спортсмен, который лучше оснащен технически.
Вместе с тем, действующий закон обязывает заказчика проводить конкурс, по результатам которого закупать не самое лучшее, а самое недорогое. И, хотя ежегодно на эти цели из федерального бюджета выделяется около 600 млн рублей, спортсмены вынуждены приобретать необходимый инвентарь и экипировку за свой счет или искать спонсора, что ставит под сомнение запланированный результат.
Принятие изменения в часть 2 статьи 55 федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» позволит эффективно использовать выделяемые средства и не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета. Почему данный случай в законе № 44-ФЗ также попал в конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя), понять сложно.
[3]Непонятно, почему при проведении запроса котировок в соответствии со статьей 75 закона № 44-ФЗ дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, торговыми представительствами Российской Федерации, официальными представительствами Российской Федерации при международных организациях и иными заказчиками, осуществляющими свою деятельность за пределами территории Российской Федерации, не требуется размещение извещения в ЕИС, а при проведении запроса предложений этими же заказчиками в таких же случаях извещение размещается в ЕИС.
[4]В соответствии с частью 9 статьи 95, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством при условии, если это было предусмотрено контрактом.
[5]В соответствии с частью 4 статьи 55, повторный конкурс признается несостоявшимся по следующим основаниям: по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе не подано ни одной такой заявки; по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия отклонила все такие заявки; по результатам предквалификационного отбора ни один участник закупки не признан соответствующим установленным единым требованиям и дополнительным требованиям.
[6]В соответствии с частью 4 статьи 71, электронный аукцион признается несостоявшимся по следующим основаниям: по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем, или по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в нем всех его участников, подавших заявки на участие в таком аукционе.
[7]Для целей данной статьи здесь и далее под комиссией по осуществлению закупок (или комиссией) понимается комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений.
[8]Далее также – вскрытие или вскрытие конвертов.
[9]Направляется один экземпляр протокола
[10]Случай полностью отсутствует в законе № 44-ФЗ.
[11]Случай полностью отсутствует в законе № 44-ФЗ.
[12]В 2014–2015 годах изменения в планы закупок и планы-графики не вносятся (пункт 2 части 3 статьи 112).