Обсуждаем законопроект

Беляева Ольга Александровна,
Доктор юридических наук Ведущий научный сотрудник Института законодательства
и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
Шнигер Дмитрий,
Заместитель начальника юридического отдела Гохрана России
Минфином России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,которым предлагается исключить из сферы регулирования федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отношения, связанные с поставкой драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации.
 
Проблема, на решение которой нацелен законопроект, отнюдь не нова, она имела место и в практике применения норм федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Так что необходимость законодательных изменений в этой сфере назрела уже давно, вне связи со вступлением в силу с 1 января 2014 г. закона о контрактной системе.
 
Статьями 2, 20 федерального закона от 26.03.1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее – закон о драгоценных металлах и драгоценных камнях) установлена обязанность субъектов добычи и производства предлагать драгоценные металлы и драгоценные камни для приобретения в приоритетном порядке специально уполномоченному федеральному органу исполнительной власти (Гохрану России) для пополнения Госфонда России.
 
С данной обязанностью корреспондирует право Гохрана России приобрести предложенные ему драгоценные металлы и драгоценные камни.
 
Однако с учетом требований закона о контрактной системе реализация данного права Гохраном России невозможна.
 
Причина в том, что инициатива заключения договора поставки драгоценных металлов и драгоценных камней должна исходить от поставщиков, а не от государственного заказчика. Сама специфика рассматриваемых отношений не соотносится с понятием «закупка» по смыслу статьи 3 и других норм закона о контрактной системе.
 
Невыполнимыми видятся и требования, посвященные планированию закупок. В соответствии с п. 66 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного указом президента РФ от 30.11.1995 г. № 1203, сведения о запасах платины, металлов платиновой группы, серебра и алмазов в Гохране России составляют государственную тайну.
 
Вместе с тем законом о контрактной системе предусмотрено опубликование планов закупки, сведений о заключенных контрактах и отчетов об их исполнении. Очевидно, что опубликование сведений о закупках платины, металлов платиновой группы, серебра и алмазов Гохраном России создает риск нарушения режима государственной тайны.
 
Законом о драгоценных металлах и драгоценных камнях, а также Положением о Госфонде России, утвержденным постановлением правительства РФ от 27.02.2003 г. № 127, предусмотрена система планирования закупок в Госфонд России, существенно отличающаяся от требований закона о контрактной системе.
 
Предусмотренные законом о контрактной системе процедуры определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, несовместимы с правилами ценообразования на драгоценные металлы и драгоценные камни, которые закреплены в ст. 21 закона о драгоценных металлах и драгоценных камнях и подтверждены международно-правовыми обязательствами Российской Федерации (приложение № 8 к Положению о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и вывоза с таможенной территории Таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, утвержденному Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 г. № 134).
 
Согласно указанным правилам, стоимость драгоценных металлов определяется с учетом цен мирового рынка, т.е. цен Лондонского рынка драгоценных металлов, что нашло свое отражениев соответствующих правовых актах Минфина России и Банка России. Цены на драгоценные металлы подлежат ежедневному пересчету, стоимость драгоценных камней рассчитывается на базе прейскурантов с учетом скидок и надбавок, определяемых экспертным путем. Цены на драгоценные камни определяются применительно к конкретной партии поставляемого товара.
 
Особенности определения цен на драгоценные металлы и драгоценные камни не могут быть учтены и путем использования предусмотренной ч. 2 ст. 34 закона о контрактной системе возможности установить в контракте ориентировочное значение цены или формулу цены и максимальное значение цены контракта.
 
Так, на дату поставки драгоценных металлов и драгоценных камней в Госфонд России мировые цены на драгоценные металлы (прейскурантные цены на драгоценные камни с учетом надбавок, определенных экспертным путем) могут оказаться выше максимального значения цены, установленного контрактом; это может привести к отказу потенциальных поставщиков от участия в проводимых Гохраном России на основании закона о контрактной системе закупках и тем самым окажет негативное влияние на эффективность закупок ценностей в Госфонд России.
 
Регулирование закупок в Госфонд России нормами закона о контрактной системе приведет к дифференциации правового режима той части золотого запаса Российской Федерации, которая находится в управлении Гохрана России, и той части золотого запаса, которая состоит в управлении Банка России. Если исходить из единой цели формирования золотого запаса Российской Федерации – обеспечения экономической безопасности государства, – основания для подобной дифференциации не усматриваются.
 
Вместе с тем необходимо отметить, что субъекты добычи и производства обязаны предложить драгоценные металлы и драгоценные камни для приобретения в приоритетном порядке не только Гохрану России, но и органу исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, уполномоченному формировать региональный государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней (подп. 2 п. 5 ст. 2 закона о драгоценных металлах и драгоценных камнях).
 
В связи с этим видится необходимым исключить из сферы регулирования закона о контрактной системе и закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения государственных фондов субъектов РФ. Нужно расширить перечень отношений по поставкам драгоценных металлов и драгоценных камней, исключаемых из сферы регулирования закона о контрактной системе.
 
В целом же законопроект, подготовленный Минфином России, заслуживает всяческой поддержки.