Вопрос юристу (№169)
На вопросы из редакционной почты отвечает доктор юридических наук, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Ольга Беляева.
Нужно ли государственному унитарному предприятию переходить на применение закона о контрактной системе № 44-ФЗ?
Да, нужно, но не по всей закупочной деятельности. Согласно ч. 4 ст. 15 закона о контрактной системе, унитарные предприятия обязаны проводить закупки за счет средств, полученных из бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности. Это единственное условие. Закупки за счет средств, полученных из других источников, или закупки для других целей (то есть за счет средств, выделенных из бюджета, но не на осуществление капитальных вложений) унитарные предприятия проводят по правилам закона № 223-ФЗ, как и прежде.
Включаются ли, согласно закону о контрактной системе, закупки у единственного поставщика до 100 тыс. руб. и до 400 тыс. руб. в план-график и в совокупный годовой объем закупок при расчете процентов?
Статья 21 закона о контрактной системе, посвященная планам-графикам, вступает в силу с 1 января 2015 г., так что пока правительством РФ не утвержден порядок формирования и ведения планов-графиков. Следовательно, нужно применять тот порядок, который существует на сегодняшний день и утвержден совместным приказом Минэкономразвития России № 761, Казначейства России № 20н от 27.12.2011 г., в котором предусмотрено, что сведения о размещении заказов у единственного поставщика на суммы до 100 тыс. руб. и до 400 тыс. руб. в план-график не включаются. Однако в названном приказе указание на данные суммы отсутствует, в нем содержится ссылка на положения ч. 2 ст. 55 закона о размещении заказов, который, как известно, с 1 января 2014 г. утратит силу, а следовательно, применять указанную ссылку уже будет нельзя.
Таким образом, сейчас нельзя дать точный ответ на Ваш вопрос. Представляется, что возможны два варианта развития событий:
1) в ныне действующий порядок ведения планов-графиков будут внесены изменения со ссылками на нормы закона о контрактной системе;
2) если каких-либо изменений вноситься не будет, то в планы-графики нужно будет включать сведения обо всех закупках без исключений. Соответственно, проценты, предусмотренные в п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 закона о контрактной системе, нужно будет считать от совокупного объема всех закупок.
Заказчик вправе осуществлять закупку электрической энергии путем запроса предложений на куплю-продажу. Однако у нас в городе есть только одна компания, с которой наше учреждение может заключить контракт. Можно ли закупать электроэнергию у этой компании как у единственного поставщика, без проведения запроса предложений?
Нет, нельзя, поскольку такой случай закупки отсутствует в ч. 1 ст. 93 закона о контрактной системе. Так что придется соблюсти формальности и разместить запрос предложений, который будет признан несостоявшимся. Если компания, о которой Вы пишете в вопросе, подаст единственную заявку на участие в закупочной процедуре, то после объявления ее несостоявшейся Вы сможете заключить контракт с этой компанией как с единственным поставщиком. Однако для этого Вам потребуется согласование такого контракта с контрольным органом (п. 25 ч. 1 ст. 93 закона о контрактной системе). Иными словами, «автоматически» на единственного поставщика Вы не выходите, алгоритм таков: запрос предложений – согласование с контрольным органом – закупка у единственного поставщика.
Сказанное справедливо только на тот случай, если единственная заявка была подана; если же заявок на участие в запросе предложений не было вовсе, заказчику придется повторить эту закупочную процедуру (ч. 19 ст. 83 закона о контрактной системе).
Являясь учреждением культуры, мы вправе осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму до 400 тыс. руб., но не более 50% от общего объема закупок. Будут ли с 2014 г. естественные монополии входить в эти 50%, ведь мы не проводим конкурентные процедуры?
Обратите внимание на то, что закупка товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, предусмотрена в п. 1 ч. 1 ст. 93 закона о контрактной системе, а особенности осуществления закупок учреждениями культуры – в п. 5 той же нормы названного закона. Следовательно, это разные случаи осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Один в другой не «входит». Ровно такой же подход закреплен сейчас и в ч. 2 ст. 55 закона о размещении заказов, в этой части в будущем году ничего не изменится.
Вышло распоряжение правительства РФ с перечислением товаров, работ, услуг, для закупки которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион). Там есть, например, бумага, которую в течение года наше учреждение закупает всего на 20 тыс. руб. Обязательно ли в данном случае проводить аукцион?
Да, действительно, уже появилось распоряжение правительства РФ от 31.10.2013 г. № 2019-р. Совершенно очевидно, что в главе 3 закона о контрактной системе много несочетаемых друг с другом норм. С одной стороны, есть обязанность заказчика провести электронный аукцион на закупку бумаги (ч. 2 ст. 59 закона о контрактной системе), но, с другой стороны, у заказчика есть право при определенных условиях воспользоваться запросом котировок и закупкой у единственного поставщика (ст. 72, 93 закона о контрактной системе). Что сильнее: право или обязанность? Допустим, Ваш вопрос возник в связи с небольшой суммой расходов, а ведь можно предположить срочную закупку той же самой бумаги в связи с чрезвычайной ситуацией, почему нет? Тогда опять же встает вопрос о применении «неконкурентной» процедуры.
Позволю себе предположить, что эта проблема очень похожа на ту, которая имела место при применении закона № 94-ФЗ. Тогда в практике устоялся подход, при котором руководствовались не только требованиями распоряжения правительства РФ от 27.02.2008 г. № 236-р, но и лимитами, которые установлены для размещения заказов путем запроса котировок и у единственного поставщика. Иными словами, даже если заказчик обязан провести электронный аукцион, но при этом он укладывается в 100 тыс. руб., он может воспользоваться неконкурентной процедурой закупки.
Поэтому для закупки бумаги на такую небольшую сумму целесообразно будет воспользоваться п. 4 ч. 1 ст. 93 закона о контрактной системе (закупка до 100 тыс. руб.), а в отчете, составляемом при заключении контракта, отметить нецелесообразность затрат на проведение электронного аукциона. Конечно, с моей стороны это только рекомендация, она основана на опыте применения норм закона о размещении заказов № 94-ФЗ. Но будем надеяться, что именно в таком ключе будет складываться практика применения норм закона о контрактной системе.
Согласно п. 17 ч. 1 ст. 93 закона о контрактной системе, заключение контракта театром, концертным коллективом и т.д. осуществляется с конкретным физическим или юридическим лицом. По каким критериям выбирается данное лицо, есть ли какие-то ограничения?
Законом о контрактной системе какие-либо ограничения, критерии и т.п. для указанного Вами случая не предусмотрены.
Может ли бюджетное учреждение провести в декабре текущего года закупки продуктов питания для дошкольных учреждений на 2014 г. за счет субсидий ?
Может, конечно. Однако должна предупредить, что это может быть квалифицировано как нецелевое расходование бюджетных средств – направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Такое деяние наказывается штрафом для должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацией на срок от 1 года до 3-х лет; для юридических лиц – штрафом от 5% до 25% суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению (ст. 15.14 КоАП РФ).