Правительством РФ дано положительное заключение на поправки в российское законодательство в связи с принятием нового закона о госзакупках (44-ФЗ), внесённые депутатом И.Н.Руденским
24 октября 2013 года депутатами Государственной Думы И.Н.Руденским, И.Н.Игошиным, С.В.Кривоносовым был внесён законороект о внесении изменений в примерно в 50-т федеральных законов в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).
25 октября 2013 года законопроект одобрен Комитетом Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству направлен в Совет Государственной Думы.
Планируется, что законопроект будет рассмотрен Государственной Думой в ноябре 2013 г.
Предлагаемые поправки можно условно квалифицировать на три основных блока:
1-й БЛОК ПОПРАВОК: «Технические» поправки.
В связи с тем, что Закон № 44-ФЗ о контрактной системе имеет другую терминологию, в частности, с 01.01.2014 г. не будет применяться термин «размещение заказов для государственных и муниципальных нужд», то в другие федеральные законы (около 50-ти) вносятся соответствующие изменения.
2-Й БЛОК ПОПРАВОК: Поправки в Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Закона № — 223-ФЗ)
Поскольку Законом № 44-ФЗ о контрактной системе определены случаи, при которых бюджетные учреждения вправе осуществлять закупки в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ, в него вносятся изменения, направленные на расширение перечня субъектов подпадающих под его действие, а также устанавливающие порядок утверждения положения о закупке бюджетными учреждениями.
В частности, требования Закона № 223-ФЗ о закупках, если иное не установлено законодательством РФ о контрактной системе, обязаны применять бюджетные учреждения при осуществлении следующих закупок:
а) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
в) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).».
Обращаем внимание читателей, что данная поправка фактически противоречит Закону № 44-ФЗ о контрактной системе, где бюджетным учреждениям предоставляется право применять положения Закона № 223-ФЗ о закупках. При этом разработчики данного законопроекта предлагают разрешать данную коллизию законов для бюджетных учреждений путём придания приоритета в этом вопросе Закону № 44-ФЗ.
Также законопроектом устанавливается, что заказчики, подпадающие под действие 223-ФЗ, обязаны размещать информацию о закупках не на официальном сайте, а в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, предусмотренная законодательством о закупках, продолжает размещаться заказчиками на официальном сайте РФ — www.zakupki.gov.ru .
При этом законопроектом установлено, что Положение о закупке государственного или муниципального бюджетного учреждения утверждает их руководитель.
3-Й БЛОК ПОПРАВОК: Поправки в в Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ о защите конкуренции)
Самой важной поправкой в Закон № 135-ФЗ о защите конкуренции является отмена (!!!) положения Закона № 135-ФЗ, предусматривающего запрет при проведении торгов запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок.
Также из Закона № 135-ФЗ о защите конкуренции разработчиками закона исключается (!!!) часть 2 статьи 17 Закона № 135-ФЗ, которая запрещает органам государственной власти, органам местного самоуправления, органам управления государственными внебюджетными фондами осуществлять не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок.
При этом разработчики закона фактически предлагают лишить антимонопольный орган заявлять права заявлять иски к органам государственной власти, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам в связи нарушением правил, установленных статьёй 17 Закона № 135-ФЗ о защите конкуренции (см. предлагаемую ч. 5 ст. 17 ФЗ-135)
Необходимость указанных поправок депутаты И.Н.Руденский, И.Н.Игошин, С.В.Кривоносов объясняют следующим образом (цитата из текста пояснительной записки к законопроекту):
Целесообразность внесения указанных изменений в Закон № 135-ФЗ обусловлена необходимостью взаимной увязки положений Закона № 135-ФЗ и Закона № 44-ФЗ с учетом закрепления последним возможности заключения контрактов жизненного цикла, предметом которых могут являться товары, работы, услуги, не связанные технологически и функционально, а также отсутствием в Законе № 135-ФЗ четких критериев признания товаров, работ, услуг технологически и функционально не связанными, что создает предпосылки установления для должностных лиц контрольных органов необоснованно широких пределов усмотрения при принятии решения о такой технологической и функциональной связанности.
Кроме того, в Законе № 135-ФЗ устанавливается новый порядок закупки финансовых услуг для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных и муниципальных казенных учреждений.
Так, законопроектом предусматривается, что указанные заказчики «НЕЗАВИСИМО ОТ СУММЫ СДЕЛКИ» заключают договоры на оказание финансовых услуг только путём проведения открытого конкурса или электронного аукциона в порядке, предусмотренном законодательством РФ о контрактной системе.
Данное требование распространяется на следующие финансовые услуги:
1) открытие и ведение банковских счетов, осуществление расчетов по этим счетам;
2) доверительное управление ценными бумагами;
3) негосударственное пенсионное обеспечение.
В настоящее время законопроект депутата И.Н. Руденского получил в целом положительное заключение Правительства РФ (ссылка на текст заключения Правительства РФ от 18.10.2013 г. № 6260п-П13.
Балтийский тендерный центр