Запрос котировок по новым правилам

Запрос котировок  является сегодня самым простым и быстрым способом размещения заказа для государственных и муниципальных нужд. О месте запроса котировок в контрактной системе в сфере закупок, новых правилах проведения запроса котировок – статья ведущего юриста Консалтинговой группы «Ценный Совет» Софьи Богацкой.
 
Запрос котировок является неторговым конкурентным способом размещения заказов или осуществления закупок, единственным критерием определения победителя которого является наиболее низкая цена товара, работы или услуги. 
 
По количеству размещенных процедур запрос котировок находится на втором месте по популярности после открытых аукционов в электронной форме у заказчиков по федеральному закону от  21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – закон № 94-ФЗ). Представители Федеральной антимонопольной службы не раз высказывались о необходимости исключения запроса котировок из числа способов размещения государственных и муниципальных заказов в связи с его потенциальной коррупциогенностью. Предлагалось заменить запрос котировок коротким электронным аукционом, однако Министерство экономического развития при подготовке проекта закона о контрактной системе приняло решение сохранить этот простой, быстрый и необходимый заказчику в определенных ситуациях способ осуществления закупки, дополнив его правовое регулирование новыми ограничениями и антикоррупционными механизмами.
 
Прежде чем отметить новые правила проведения запроса котировок, вспомним основные характерные черты и проблемы применения данного способа размещения заказов по закону № 94-ФЗ.
 
Первой характерной чертой запроса котировок является установленные законом ограничения на его применение как в стоимостном выражении, так и в отношении закупаемых товаров, работ, услуг. Заказчики вправе проводить запрос котировок, если начальная (максимальная) цена контракта, по общему правилу, не превышает 500 тыс.руб., при этом размещение заказов на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг может осуществляться  на сумму, не превышающую пятьсот тысяч рублей в течение квартала.
 
Второй характерной чертой запроса котировок является жесткое ограничение требований заказчика к содержанию котировочной заявки и запрет на требование от участников размещения заказа иных документов в составе заявки. Соответственно, и возможности для отклонения котировочных заявок у комиссий заказчика минимальные.
 
Отличительной чертой запроса котировок является быстрота его проведения: срок размещения извещения составляет минимум 7 или 4 рабочих дня до окончания срока подачи котировочных заявок, в зависимости от начальной (максимальной) цены контракта. Контракт может быть подписан уже на восьмой день после размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.
 
Популярность запроса котировок объясняется сегодня не только быстротой и простотой его проведения, но и возможностью для заказчика «неофициального» влияния на победу «проверенного» поставщика путем сообщения ему информации о ценах в котировочных заявках конкурентов.  
 
Основными проблемами при проведении запросов котировок по закону № 94-ФЗ являются:
 
- демпинг поставщиков и соответствующее низкое качество поставляемых товаров;
 
- невозможность отклонения заявок недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
 
- сложности с проверкой наличия и подлинности электронной подписи при установленной законом обязанности для заказчика принимать котировочные заявки в форме электронного документа;
 
- невозможность внесения изменений и отмены запроса котировок.
 
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – закон № 44-ФЗ) частично изменяет правовое регулирование данного способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), пытается решить некоторые проблемы, связанные с проведением запросов котировок, и одновременно, предусматривает для заказчиков дополнительные ограничения и обязанности, которые резко снизят популярность данного способа у заказчиков.
 
Прежде всего, на смену ограничениям, связанным с одноименностью товаров, работ, услуг, в законе № 44-ФЗ предусмотрены ограничения на применение запросов котировок в структуре применяемых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и в стоимостном выражении. Согласно статье 72 закона № 44-ФЗ совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, но не должен составлять более чем сто миллионов рублей в год. При этом начальная (максимальная) цена контракта, как и сегодня, не должна превышать  пятьсот тысяч рублей.
 
Анализ доли запросов котировок в стоимостном выражении в общем объеме размещения заказов различных заказчиков показал, что в среднем доля заказов, размещаемых способом запроса котировок, не превышает 10% общего объема закупок. Таким образом, введенное ограничение на применение запросов котировок не приведет к существенному ограничению права заказчика на проведение запроса котировок, при этом обязанность по учету одноименности закупаемых товаров, работ, услуг с заказчиков снимается.
 
Вторым положительным моментом является введение законом № 44-ФЗ возможности изменения извещения о проведении запроса котировок и отмены процедуры. Согласно статье 36 закона № 44-ФЗ Заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. Согласно ч.6 ст.74 закона № 44-ФЗ Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении запроса котировок не позднее чем за два рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок с обязательным продлением срока подачи заявок на участие в запросе котировок (термин «котировочная заявка» в законе № 44-ФЗ отсутствует).
 
Заказчик будет обязан установить в извещении о проведении запроса котировок требование об отсутствии в предусмотренном законом № 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике запроса котировок, учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок (для юридического лица).
 
При проведении запросов котировок в соответствии с законом № 44-ФЗ заказчику, котировочной комиссии предстоит столкнуться с новыми трудностями и проблемами.
 
Возможность отклонения заявок на участие в запросе котировок в законе № 44-ФЗ сведена к минимуму. Если сегодня в составе котировочной заявки заказчик может потребовать  от участника указать наименования и характеристики поставляемых товаров в случае проведения запроса котировок цен товаров, и соответственно, отклонить заявку участника за несоответствие характеристик предлагаемых товаров, то, согласно ч.3 ст.73 закона № 44-ФЗ в составе заявки на участие в запросе котировок должны быть только следующие сведения и документы:
 
1) согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок;
 
2) цену товара, работы или услуги;
 
3) документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ, если такая возможность установлена извещением.
 
Правда, в законе 44-ФЗ упоминается также о возможности для заказчика потребовать от участника иную «информацию, необходимую заказчику в соответствии с извещением о проведении запроса котировок». Содержание этой информации пока остается загадкой, однако требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации не допускается.
 
Заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок. Таким образом, у котировочной комиссии появляется дополнительная обязанность по организации и проведению публичной процедуры вскрытия конвертов и открытия доступа к заявкам на участие в запросе котировок и обеспечения аудиозаписи этой процедуры.
 
Задача котировочной комиссии усложняется еще и тем, что непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в запросе котировок и (или) открытием доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам котировочная комиссия обязана объявить участникам запроса котировок, присутствующим при вскрытии этих конвертов и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, о возможности подачи заявок на участие в запросе котировок до вскрытия конвертов с такими заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам (ч.3 ст.78 закона № 44-ФЗ).
 
При этом заявки на участие в запросе котировок, поданные после окончания срока подачи таких заявок, указанного в извещении о проведении запроса котировок (в т.ч. во время проведения процедуры вскрытия конвертов – комментарий С.Б.), не рассматриваются и в день их поступления возвращаются лицам, подавшим такие заявки (ч.5 ст.77 закона № 44-ФЗ). Полагаем, что это противоречие в правовом регулировании, до внесения соответствующих изменений в закон, должно разрешаться, с учетом принципа обеспечения конкуренции, в пользу участников закупки, подающих заявку на процедуре вскрытия конвертов. Их заявки должны быть рассмотрены котировочной комиссией, поскольку в противном случае права участника закупки, подающего заявку на процедуре вскрытия конвертов, будут нарушены.
 
Для закаленных проверками работников Заказчиков не будет также большой проблемой обязанность возврата опоздавшей заявки участнику, если на конверте не указан его адрес. Полагаем, что в данном случае возможно вскрытие конверта с заявкой с составлением соответствующего акта без рассмотрения заявки, либо документальное подтверждение невозможности возврата заявки.
 
Дополнительные обязанности предусмотрены для Заказчика законом № 44-ФЗ в случае признания запроса котировок несостоявшимся.
 
Если запрос котировок признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 9 статьи 78 закона № 44-ФЗ в связи с тем, что котировочной комиссией отклонены все поданные заявки на участие в запросе котировок, заказчик продлевает срок подачи заявок на участие в запросе котировок на четыре рабочих дня (сегодня продление срока предусмотрено законом № 94-ФЗ в случае подачи одной котировочной заявки).
 
В случае, если после даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, указанного в извещении о проведении запроса котировок или в извещении о продлении срока подачи таких заявок, подана только одна такая заявка и она признана соответствующей требованиям закона № 44-ФЗ и требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок, заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ по согласованию с соответствующим контролирующим органом и с обязательной внешней экспертизой исполнения данного контракта (ч.4 ст.94 закона № 44-ФЗ).
 
Полагаем, что для большинства заказчиков и участников обеспечение подачи минимум двух заявок на участие в запросе котировок не представляет большой сложности. 
 
Проблемы, связанные с проверкой электронной подписи в случае подачи заявки на участие в запросе котировок в форме электронного документа, должны быть решены с вводом в эксплуатацию Единой информационной системы в сфере закупок, которая должна взять соответствующие риски на себя. 
 
Следовательно, главными проблемами для заказчиков с вступлением в силу закона № 44-ФЗ при проведении запросов котировок станут проблемы обеспечения поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг надлежащего качества, обеспечения результативности и эффективности закупки при большом риске отказа от заключения контракта в случае его ненадлежащего исполнения, а также ликвидации противоречий и пробелов в правовом регулировании данного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).