Аукционный дом не разглядел шедевр
Lucas van Leyden: «Архангел Гавриил возвещает о рождении Христа».
Недавно нью-йоркский музей Метрополитен приобрел для своей коллекции
рисунок под названием «Архангел Гавриил возвещает о рождении Христа», выполненный знаменитым мастером Северного Возрождения Lucas van Leyden (1494-1533).
Графика этого художника ценится на вес золота: известно всего 27 его рисунков. До
покупки музеем «Архангела Гавриила» в США не было ни одной его работы. Рисунок был куплен у неназванного британского коллекционера при посредничестве аукционного дома
Sothebys. Сумма сделки не разглашается, но говорят, что цена графического произведения составила несколько тысяч (а то и несколько десятков тысяч) долларов.
Стоит отметить, что за альбом, в который входил рисунок Lucas van Leyden, бывший владелец заплатил на аукционе Сhristies всего… 393 доллара. Как такое могло получиться? Все дело в том, что три года назад Christies неправильно атрибутировал работу.В июне 2005 года на торгах Maritime Pictures and Watercolours,устроенных Christies в Лондоне, продавался альбом пейзажных
этюдов британского акварелиста XIX века Уильяма Фредерика Уитерингтона. Помимо работ художника, в альбом вошел «необрамленный рисунок старого мастера, выполненный другой рукой». Один британский коллекционер купил работы за 393 доллара, а потом продал другому собирателю. Тот и заметил на обороте работы карандашную надпись L van Leyden. Узнав о
том, что Lucas van Leyden был известным художником XVI века, владелец принес рисунок главе отдела графики старых мастеров аукционного дома Sothebys Грегори Рубинштейну. Рубинш-
тейн, который является специалистом по искусству Нидерландов, сразу понял, что, скорее всего, его удачливый клиент приобрел оригинал. Он обратился к специалистам амстердамского
Рейксмузеума, и вместе они установили, что «Архангел Гавриил» является парой к знаменитому рисунку Lucas van Leyden, изображающему Деву Марию. Вскоре была заключена сделка с
музеем Метрополитен.
Газета The New York Sun поинтересовалась у представителя Christies Рика Пайка, как аукционный дом мог «проглядеть» такой шедевр и атрибутировать его как творение неизвестного ма-
стера. Ведь на обороте была подпись Lucas van Leyden, а на лицевой части – литера L. Может быть, специалисты аукциона решили, что рисунок – подделка? По словам Пайка, Christies сейчас
разбирается с этим вопросом.
Весть о покупке работы музеем Метрополитен разлетелась по всему свету. О ней, наверное, узнал и тот коллекционер, что отдал рисунок Christies. Если бы на аукционе атрибутировали
работу правильно, то на ее продаже владелец заработал бы несравнимо большую сумму денег. Рик Пайк отказался говорить, обращался ли этот коллекционер с жалобой или нет.