Вопрос юристу (№163)
В 2006 году наша семья оформила кредит на 10лет на приобретение квартиры в кредитном потребительском кооперативе граждан «Партнер» (г. Салехард). Жилье приобрели (собственность, обременение ипотека). Выплачивали долг согласно графику и договора. Одновременно и сами вкладывали деньги в данное учреждение, тем самым став кредиторами. В 2010 году в отношение КПКГ было открыта процедура банкротства. На сегодняшний день мы включены в реестр кредиторов с суммой требований около 1 млн. руб.; примерно такую же сумму согласно договору займа нам нужно выплачивать еще два года за квартиру.
Эту задолженность уже повторно выставили на открытые торги в форме аукциона с закрытой формой представления предложений о цене имущества как «права требования на краткосрочные долговые обязательства (дебиторская задолженность)».
Не потребует ли лицо, которое приобретет этот долг, досрочного его возврата, не увеличит ли в цене? Можем ли мы сами, либо через близких людей выкупить этот долг с торгов? Что будет, если никто не заинтересуется этими долгами?
Покупка дебиторской задолженности есть не что иное, как договор цессии (уступки прав требования). Вариант приобретения такого долга через родственника или иного близкого, дружественного лица на практике весьма распространен, рекомендую и Вам им воспользоваться.
Если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты (ст. 384 ГК РФ). Должник вправе выдвигать против требования нового кредитора возражения, которые он имел против первоначального кредитора к моменту получения уведомления о переходе прав по обязательству к новому кредитору (ст. 386 ГК РФ). Так что оснований для произвольного увеличения суммы задолженности, а также для досрочного ее погашения нет.
Если на повторных торгах задолженность приобретена никем не будет (что вполне вероятно, так как на дебиторскую задолженность постоянного спроса нет), будут проведены торги путем продажи посредством публичного предложения в порядке, установленном ст. 139 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
В 2013 году между заказчиком и поставщиком был заключен контракт на поставку оргтехники. В течение полугода поставщик неоднократно нарушал сроки поставки и поставлял товар, не соответствующий аукционной документации. В сентябре 2013 г. поставщику была направлена очередная претензия о расторжении контракта (предыдущие претензии носили предупредительный характер и содержали просьбы устранить недостатки товара). В ответ на претензию поставщик подал иск в арбитражный суд, с требованием возместить стоимость товара и судебные издержки.
Можем ли мы провести аукцион на поставку оргтехники, если подан подобный иск? Какова практика арбитражных судов по рассмотрению споров о расторжении контрактов в одностороннем порядке?
Согласно п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. В этой связи ответ на Ваш вопрос зависит от двух обстоятельств: 1) есть ли средства на новый контракт; 2) расторгнут ли старый контракт. Целесообразно, на мой взгляд, подать встречный иск о расторжении контракта в связи с существенным нарушением обязательств со стороны поставщика. Если средства на оплату по новому контракту у Вас имеются, то заниматься очередным аукционом и судебным процессом можно параллельно.
В настоящее время есть ключевой, злободневный вопрос, возникающий у бюджетных учреждений при подготовке к переводу части своих закупок под действие Закона № 223-ФЗ: кто утверждает положение о закупке бюджетного учреждения? Данный теоретический вопрос вызывает и практическую проблему. В целях размещения положения о закупке бюджетного учреждения необходимо пройти регистрацию на портале www.zakupki.gov.ru по Закону № 223-ФЗ. Одной из граф, обязательных для заполнения при регистрации, является выбор принадлежности к виду юридического лица, определенному в ч. 2 ст. 1 Закона №223-Ф3. Однако, бюджетное учреждение, в данном перечне отсутствует.
Какую разновидность юридического лица необходимо выбрать для регистрации на официальном сайте www.zakupki.gov.ru? Есть ли какая-то информация о внесении изменений в ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, поступали ли на рассмотрение в Государственную Думу РФ проекты соответствующих изменений?
Специальных норм по вопросу утверждения положения о закупке бюджетного учреждения в законодательстве пока что нет, да и быть не может, ведь это новелла начнет действовать лишь с 1 января 2014 г.
Данное положение является локальным правовым актом учреждения, следовательно, и утверждать его должен руководитель. Согласование такого решения с «собственником» действующим законодательством не предусмотрено, что опять же вполне объяснимо: ведь в настоящее время законодательство вообще не предусматривает двойственного режима закупок для бюджетного учреждения.
Спешить регистрироваться на портале, на мой взгляд, не нужно. Закон № 44-ФЗ вступает в силу только с 1 января 2014 года, как и его странная норма, закрепленная в ч. 25 ст. 112 о том, что разместить положение о закупке нужно именно ДО 1 января. Каким же образом его разместить ДО, если норма до этой даты сама еще не вступит в силу? Выходит так, что бюджетное учреждение сможет реализовать свое право на выбор альтернативного правового режима закупок только ПОСЛЕ 1 января 2014 г.
Информации о законопроектах, направленных на изменение норм Закона № 223-ФЗ в части, касающейся закупок бюджетных учреждений, внесенных на рассмотрение Государственной Думы ФС РФ, пока что нет.
Следует ли средства от показа спектаклей относить к иной приносящей доход деятельности в контексте ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ?
Да, поскольку эти средства поступают не из бюджета, а от зрителей.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ аренда имущества регулируется названным законом, и договор аренды должен быть заключен путем проведения конкурсной процедуры. Проведение такой процедуры и перезаключение договоров аренды ежегодно с разными юридическими лицами считаем нецелесообразным и невыгодным с точки зрения экономии бюджетных средств, т.к. мы располагаемся в арендованном помещении более 20 лет (с 1992 года). Это помещение максимально приспособлено для нашей деятельности: количество и площадь кабинетов соответствуют количеству отделов, сотрудников и посетителей; нашими силами выполнен монтаж локальной вычислительной сети, установлены кондиционеры, оборудована серверная, архивные помещения, частично проведена замена электропроводки и осветительных приборов.
Ежегодный переезд, в данном случае, в другие равные по площади помещения влечет за собой значительные финансовые затраты на погрузку, транспортировку мебели, оргтехники и служебной документации, демонтаж и последующий монтаж встроенного серверного оборудования, кондиционеров, локальной вычислительной сети, время на восстановление работоспособности всего оборудования после переезда и приостановление деятельности налогового органа.
Разъясните, пожалуйста, каким образом заключать договоры аренды служебных помещений в 2014 году?
Следует уточнить, что действующее законодательство не предусматривает ежегодного перезаключения договоров аренды, упомянутого в Вашем вопросе. Видимо, вы опасаетесь, что лимиты бюджетных обязательств будут доводиться на период финансового года, и в связи с этим Вы будете вынуждены заключать подобные договоры исключительно на год.
Согласна, что норма во многом нецелесообразна, однако она есть и ее следует применять с 1 января 2014 г. Вы правы, что заключать договоры аренды придется, скорее всего, посредством открытого конкурса, потому что «единственный поставщик» и «запрос котировок» не подходят в связи с предусмотренными ценовыми лимитами.
Однако закон обратной силы не имеет и распространяется лишь на те отношения, которые возникнут после его вступления в силу. В связи с этим рекомендую Вам уже сейчас «перезаключить» договор аренды служебных помещений либо на неопределенный срок, либо на несколько лет вперед. В последнем случае Вам необходимо зарегистрировать этот договор в Росреестре.
Создано муниципальное автономное учреждение (городская больница), источники финансирования разные: бюджет местный, бюджет областной, средства обязательного медицинского страхования, приносящая доход деятельность. Может ли учреждение проводить закупки согласно Закону № 223-ФЗ по всем источникам финансирования?
Да, сейчас можно применять нормы Закона № 223-ФЗ ко всем закупкам. Однако с 1 января 2014 г.автономное учреждение должно будет расходовать средства, полученные для осуществления капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, по правилам Закона № 44-ФЗ. Это исключение закреплено в ч. 4 ст. 15 данного закона.
Какие изменения плана (примеры) закупок и какие основания (примеры), могут быть предусмотрены положением о закупке; существует ли на законодательном уровне общий перечень изменений, которые можно внести в план закупок?
Нет, общего перечня нет (что вполне понятно, ведь нельзя охватить все возможные случаи, когда такие изменения могут потребоваться конкретному заказчику по объективным причинам), есть только примерный. См. об этом п. 8 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана, утв. постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 г. № 932. Для поиска примеров можете изучить положения о закупке, которые применяют различные заказчики, с тем, чтобы выбрать примеры изменений, наиболее подходящие для Вашей деятельности.
Можно ли проводить закупку согласно Закону № 223-ФЗ путем закрытого запроса предложений? Наши «тендерщики» считают, что нельзя, хотя закрытые процедуры прямо предусмотрены в положении о закупке нашего ООО.
Ваши специалисты, вероятно, опасаются допустить нарушение принципа информационной открытости закупки, закрепленного в п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ. В этой связи следует уяснить соотношение понятий «информационная открытость закупки» и «открытая/закрытая процедура закупки». На мой взгляд, информационная открытость закупки означает размещение на официальном сайте плана закупок, положения о закупке, извещения, документации о закупке, сведений об изменении договора, отчетности по заключенным договорам. В свою очередь, открытость или закрытость самой процедуры закупки определяется по порядку приглашения участников. Открытая процедура подразумевает приглашение к участию в закупке неопределенного круга лиц, в то время как в закрытой процедуре могут принять участие лишь специально приглашенные организатором закупки лица.
Если извещение и документация о закрытой процедуре закупки размещена на официальном сайте, тем самым принцип информационной открытости соблюдается. В таком случае само извещение о закрытой процедуре закупки будет носить не пригласительный, а уведомительный характер (по аналогии с закупкой у единственного источника).
Кстати, есть интересный прецедент в арбитражной практике: Арбитражный суд Республики Татарстан в решении от 23.04.2013 г. по делу № А65-1633/2013 указал, на правомерность проведения заказчиком закрытого конкурса, поскольку это прямо не запрещено законом.
Договор был заключен до вступления в силу Закона № 223-ФЗ, если сейчас к нему подписывается дополнительное соглашение,которое изменяет существенные условия договора, в частности, увеличивает его цену (т.е. влечет новые расходы), следует лисчитать такое дополнительное соглашение закупкой?
Как быть, если цена договора согласнодополнительному соглашению уменьшается, т.е. новых расходов нет. Стоит ли, тем не менее, отражать его как новую закупку и указывать уже новую уменьшенную цену?
Полагаю, что нормы Закона № 223-ФЗ не могут быть применены к договору, заключенному до вступления в силу этого закона. Что касается дополнительных соглашений, изменяющий условия прежнего договора, то они-то на «закупку» весьма похожи. Хотя для такой «закупки» есть лишь однаподходящая процедура: «единственный поставщик».
Отражать закупку по дополнительному соглашению можно, на мой взгляд, только в том случае, если сам договор тоже был отражен на сайте. Как иначе? Если Вы сведения о «старом» договореотражаете, то тогда и отражаете сведения о дополнительном соглашении, причем независимо от того, увеличивают они или уменьшают цену. Ведь согласно ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ нужно отражать н официальном сайтеизменение цены закупаемых товаров, работ, услуг. При этом закон не уточняет, какое изменение, в большую или в меньшую сторону.
Закон № 223-ФЗ не устанавливает конкретные сроки опубликования сведений о закупке у единственного поставщика. Можно ли в связи с этим сначала заключить договор, а сведения о нем (извещение и документацию) разместить на официальном сайте позже? Правильно ли мы понимаем, что это не является нарушением Закона № 223-ФЗ?
Да, Вы правы, в ч. 2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ имеется норма о размещении извещения не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок, но она касается лишь конкурса или аукциона. Общих правил размещения извещений о закупке в Законе № 223-ФЗ не содержится. Само слово «извещение» вовсе не означает «приглашение», извещение суть уведомление, сообщение, информация, оповещение и т.п. Так что извещение может носить и уведомительный характер.
На практике многие заказчики размещают извещение о закупке у единственного поставщика «день в день», хотя можно и позже. В этом нет нарушения закона.
Подрядчик не успевает выполнить работыв надлежащий срок. Можно ли заключить дополнительное соглашение об изменении срока, хотя срок был критерием оценки заявок в рамках ранее проведенного конкурса?
В положении о закупке есть такой пункт: «изменение условий договора в ходе его исполнения допускается по соглашению сторон, если изменяемые условия не ведут к ухудшению условий договора для заказчика и не ухудшают экономическую эффективность закупки».
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ изменение сроков исполнения договора возможно вне зависимости от каких-либо факторов. Согласна, что такой подход вызывает опасения: изменение договорных условий, которые ранее на конкурсной процедуре были критерием определения победителя или условием допуска к участию в процедуре, дает победителю неоправданное преимущество. Участники конкурса соревновались на одних условиях, а договор исполняется – на других.
Однако, не смотря на сомнительную целесообразность существующей нормы, ответить на Ваш вопрос следует положительно: изменение сроков выполнения работ (исполнения договора) возможно, при этом не позднее чем в течение 10 дней со дня внесения изменений в договор Вы должны разместить соответствующую информацию на официальном сайте. Электронная версия дополнительного соглашения и (или)его графическое изображение размещаются на официальном сайте дополнительно по желанию заказчика (см. п. 42 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утв. постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. № 908).