Закон о контрактной системе забыл о современных закупочных инструментах?

Вот и состоялся
ребрендинг закона о госзакупках №94-ФЗ. В новом году в силу вступит закон о
контрактной системе №44-ФЗ. Поможет ли Федеральная контрактная система
повышению эффективности стратегических закупок? Своим мнением с «Аукционным
Вестником» поделился эксперт компании «ФогCофт», правообладателя платформы для
электронных торговых площадок iTender Сергей Юров.

«Value» в мировом тренде стратегических госзакупок

Согласно мировому тренду, государственные закупки товаров,
работ и услуг в той форме, которой они проводятся в России сейчас, завершили своё
существование уже более десяти лет назад. Сегодня в стратегических закупках
многих государств ключевую роль играет не наилучшее ценовое предложение, а
«value» (от англ. – ценность, важность), которую закупки приносят. 

Действительно, можно накупить дешёвых низкокачественных
комплектующих и не суметь впоследствии ими воспользоваться, а можно приобрести
необходимые материалы несколько дороже, но успешно их эксплуатировать долгие
годы. В общем-то, поэтому для организации стратегических торгов наиболее популярными
стали способы закупки, где помимо цены могут быть сформулированы и другие
критерии отбора.

Что раздражало в 94-ФЗ?

Напомню, сегодня в стране государственные закупки
регулируются Федеральным законом №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных
нужд». Согласно данному закону большая часть закупок проходит в форме
электронного аукциона, где основным критерием отбора поставщиков де-факто
становится только цена. Это справедливо раздражало аудиторию 94-ФЗ, так как
госзаказчики закупали не то, что им действительно было нужно, а то, что
получится.

Да, проводя закупки по 94-ФЗ, можно уделить особое внимание
написанию конкурсной документации, которая бы отсеяла лишних поставщиков. Но на
практике это возможно далеко не всегда, а за чрезмерную усердность в уточнении
деталей поставки могут, например, и в нарушении закона о конкуренции обвинить.

Закон о контрактной системе в помощь?

Новый Закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
лишь отчасти учёл успешный мировой опыт осуществления государственных закупок,
а также многочисленную критику своего почти «брата-близнеца» 94-ФЗ. 

С начала 2014 года (момента вступления в силу 44-ФЗ) торги
по закупкам за бюджетные средства могут быть проведены с помощью 11 закупочных
процедур. Среди них: электронный аукцион, открытый конкурс, конкурс с
ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс
с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион, запрос
котировок, запрос предложений и закупка у единственного поставщика.

Впрочем, увеличение (по сравнению с 94-ФЗ) числа процедур –
формальность. Процедуры просто переназвали, конкретизировав случаи (их
немного!) применения. В итоге большую часть закупок мы всё равно будем
проводить в виде электронного аукциона. А раз так, то закупаться эффективно мы
сможем лишь в порядке исключения.

К слову, запрос предложений и запрос котировок закон о
контрактной системе называет конкурентными процедурами. Но по большому счёту
запросы котировок и предложений вообще не являются торговыми процедурами: ты
ведь просто запрашиваешь информацию. А в случае с запросом котировок (в
трактовке данного закона) это не что иное, как обычный аукцион с закрытой
формой подачи ценового предложения. В 44-ФЗ конкретно говорится, что
победителем запроса котировок признаётся участник, предложивший наиболее низкую
цену контракта. Аналогично с запросом предложений в контексте данного закона.
По факту речь идёт об обычном конкурсе. 

В принципе можно называть процедуры как заблагорассудится,
но зачем путать общепринятую терминологию? Видимость либеральных мер?

Единая информационная система ждет!

В законе о контрактной системе немаловажная роль отведена
единой информационной системе в сфере закупок. Данная система станет кладезем
информации о всех госзакупках страны. В частности, она будет содержать: планы
закупок, планы-графики, а также информацию о реализации этих планов, отчёты
заказчиков, предусмотренные 44-ФЗ. Кроме того, публикации в единой
информационной системе подлежат и иные информация и документы (около дюжины
пунктов), размещение которых предусмотрено Федеральным законом №223-ФЗ «О
закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и многое
другое.

Это я к тому, что в сегодняшнем варианте закона о
контрактной системе госзаказчикам придется ой, как нелегко. Представьте,
сколько ресурсов потребуется только на «заколачивание» этих бесконечных (их и
правда очень много!) данных в единую информационную систему.

Как оптимизировать закупки в соответствии с ФКС

Здесь всё просто – в организации, осуществляющей закупки в
соответствии с 44-ФЗ, создается система управления закупочной деятельностью,
проинтегрированная с единой информационной системой. Что она умеет делать,
чтобы жить в соответствии с ФКС госзаказчикам стало легче, а закупаться –
эффективнее?

Во-первых, подобное решение частично или полностью
автоматизирует процесс планирования закупок (сбор заявок, консолидация заказа,
если это однотипные позиции, выстраивание план-графиков и т. д.). 

Во-вторых, данные из корпоративной системы буквально одним
нажатием кнопки можно переносить в единую информационную систему.

В-третьих, согласно план-графику, могут осуществляться
закупочные процедуры, опять же автоматически выгружая в реестр контрактов
единой системы, например, данные о состоявшихся торгах. То есть это будет
собственная система управления закупками, способная собирать и обрабатывать
заявки, направлять извещения, объявлять и проводить закупочные процедуры,
принимать обеспечения, публиковать результаты и прочее.

И, наконец, корпоративная система управления закупками имеет
все шансы стать незаменимым помощником в контроле исполнения договоров. И это
не менее важно, поскольку всё должно быть обеспечено качественно и в срок.
Например, система уведомит, что через 10 дней вы должны получить товар или
сообщить о произведении поставки, или о том, что необходимо подтвердить
получение. Но, а если получение ещё не подтверждено, то система предупредит о
преждевременности оплаты.

Палки в колеса оптимизации закупок от ФКС

Сделать закупочную деятельность эффективной можно и
госзаказчикам, но закон о контрактной системе подкладывает здесь небольшие
грабельки.

Во всех случаях, кроме электронного аукциона, ФКС позволяет
участникам подавать заявки, как в электронной, так и бумажной форме. Таким
образом, если процесс планирования и передачи необходимой в части планирования
информации в единую информационную систему может быть реализован в полной мере,
то с частью организации и проведения закупочных процедур сегодня всё не так
безоблачно.

Представьте, у вас есть корпоративная закупочная система,
которая позволяет проводить закупочные процедуры. Половина заявок к вам придёт
через Интернет, а вторая половина – по почте. Эту вторую половину придется
вручную вносить в систему, потратив дополнительные силы/нервы, время.
Почему-то, согласно закону, поставщики товаров, работ и услуг, желающие принять
участие в электронном аукционе не присылают свои заявки заказным письмом. А
почему бы организаторам других закупочных процедур, не определять способ
получения документации от своих потенциальных поставщиков самостоятельно?

Или другой вариант – документацию по всем разрешённым в
44-ФЗ процедурам проводить, например, через некую общероссийскую электронную
торговую систему (ОТС). Тогда оптимизированный закупочный процесс организации,
имеющей корпоративную систему управления закупками, будет выглядеть несколько
иначе. У себя в системе вы закупки планируете – выгружаете в ОТС, где
проводятся закупочные процедуры – переносите итоги торгов обратно в
корпоративную систему – контролируете исполнение договоров. Ничего сложного!

И, наконец, третий вариант. Позволить электронным площадкам
(на сегодня их 5), проводящим электронный аукцион проводить и остальные
закупочные процедуры.

2 + 2 – формула успешных госзакупок

Хотелось бы верить, что недочёты федеральной контрактной
системы – это лишь вопрос времени и что среди истинных задач данного закона
обязательно найдется место двум «М» (минимум коррупции, максимум конкуренции) и
двум «Э» (экономия бюджета, эффективность закупок). Впрочем, это – вопрос
философский, ибо «эффективные закупки», вполне себе самостоятельная цель,
способная решить и эти, и другие важные задачи.