«Слепые» закупки

29 мая 2013 г. в
Президентском зале Пресс-центра агентства РИА-Новости прошло расширенное
обсуждение рабочей группы по совершенствованию процесса закупок по результатам
проведённого исследования: «Слепые» закупки: оценка ограничений конкуренции и
доступа к участию в госзакупках, связанных с искажением информации о торгах».

В обсуждении доклада приняли участие Министр РФ по вопросам
Открытого правительства Михаил Абызов, Директор НП «Информационная культура»
Иван Бегтин, Генеральный директор НП Национальной ассоциации институтов закупок
Сергей Габестро, Заместитель руководителя Федерального Казначейства Российской
Федерации Сергей Гуральников, Заместитель Руководителя Федеральной
Антимонопольной службы Российской Федерации Павел Субботин, Начальник Управления
контроля размещения государственного заказа Федеральной Антимонопольной службы
Татьяна Демидова, Первый проректор НИУ «Высшая школа экономики» Александр
Шамрин, Координатор проекта «Роспил» Константин Калмыков, представители
госпредприятий-закупщиков, бизнесмены, Представители бизнес-прессы.

Эксперты Открытого Правительства провели исследование
способов и последствий сокрытия и искажения информации о госзакупках в открытом
доступе. Таких нарушений в ходе выборочного исследования на сайте
zakupki.gov.ru за 2012 год было обнаружено около 12 тысяч. Из них 662 закупки
имели признаки умышленного сокрытия информации и около 2,5 тысяч –
дублированное искажение информации. По мнению авторов исследования,
совокупность указанных случаев существенна и требует особого внимания со
стороны контролирующих органов.

В ходе исследования были выделены типовые случаи искажения
информации о госзакупке, включая замену кириллических букв на аналогичные по
написанию латинские, опечатки и грамматические ошибки в ключевых словах, замену
букв на похожие по написанию цифры, использование тире в корне слова или
разделение букв в составе слова пробелами.

Также анализировались закупки с публикацией информации, не
соответствующей прилагаемым к ней материалам, или с отсутствием в наименовании
закупки ключевых слов.

Около 9 тысяч обнаруженных «слепых» закупок содержат
единичные нарушения – искажения в одном слове.

Использование тире в корне слова, опечатки и грамматические
ошибки зачастую не носят умышленного характера, а являются следствием
недостаточной квалификации или невнимательности лиц, ответственных за
размещение информации о госзакупке в открытом доступе.

Однако среди 12 тысяч зафиксированных случаев с нарушениями
662 закупки проводились с одним участником процедур определения поставщика и
одновременно имели высокую степень подозрения на умышленное искажение или
сокрытие информации о закупке.

Из отобранных 662 случаев наибольшее число выявленных
закупок с нарушениями (13,7%) пришлось на Республику Дагестан, по 10,5% – на
Новосибирскую область и Санкт-Петербург. На долю Московской области пришлось
8,8% госзакупок с признаками умышленного сокрытия информации, на Москву – 7,5%.
Более благоприятная ситуация с прозрачностью закупок складывается в Республике
Башкортостан, где обнаружено 4,2% нарушений, в Краснодарском крае и в
Челябинской области (по 3,3%), в Республике Татарстан (2,4%) и в Нижегородской
области (2,2%).

Также была составлена и «десятка» заказчиков, нарушав
правила размещения информации о закупках наиболее часто.

Лидером «десятки» стало Министерство финансов и налоговой
политики Новосибирской области – 60 случаев нарушений. На втором месте –
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан (28 нарушений).
Далее следуют: Верховный Суд Республики Башкортостан с двадцать одним
нарушением размещения информации, Министерство здравоохранения Республики
Дагестан (19 нарушений), Департамент здравоохранения города Москва (17
нарушений), Управление здравоохранения Администрации г. Серпухов (16
нарушений), Администрация Шатурского муниципального района Московской области
(15 нарушений) и по 8 нарушений зафиксировано у Федерального государственного
бюджетного учреждения «Российский научно-исследовательский нейрохирургический
институт имени профессора А. Л. Поленова» Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации, Федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники», Управления
здравоохранения Администрации города Челябинска.

Снижение начальной цены контракта по 662 «слепым» закупкам с
одним участником составляло всего 0,79%. Тогда как участники «прозрачных»
закупок со схожими стоимостными характеристиками снижали свои цены в среднем на
5,83%. То есть в потенциально закупки без нарушений могли обойтись государству
как минимум на 5,04% дешевле. Из этой разницы и вычисляляся размер потери
государством средств налогоплательщиков.

Объём финансирования по выявленным «слепым» закупкам с
единственным участником составил около 2 млрд 443 млн руб. В случае  соблюдения правил «честной игры» государство
сэкономило бы как минимум 96,82 млн руб., против текущих 19,36 млн руб.

Общая сумма контрактов другой категории «слепых» закупок, в
которой выявлено 2500 «слепых» закупок с более чем одним участником торгов,
составляет 15 млрд 542 млн руб. Потенциальный ущерб от сокрытия и искажения
информации о закупках в этой категории может составлять около 777,08 млн руб.

Таким образом, потенциальный общий ущерб от проведения
«слепых» закупок за 2012 год мог составить около 874 млн. рублей.

По мнению экспертов, основная причина подобных манипуляций с
информацией о госзаказах кроется в несовершенстве организации системы
информационного обеспечения закупок и в отсутствии методических документов,
детально описывающих требования к публикуемым сведениям. Отсутствие со стороны
контролирующих органов системных действий по выявлению, приданию огласке и
привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушениях, также не способствует
уменьшению количества «слепых» закупок.

Для предотвращения случаев искажения информации о
госзакупках эксперты предлагается принять серьезные меры по обеспечению
доступности и корректного размещения информации о заказах на официальном сайте
zakupki.gov.ru. По мнению экспертов, также необходимо усилить контроль за
«слепыми» закупками, в том числе, за счёт автоматизации процессов мониторинга и
оповещения о нарушениях, обеспечить наличие внутренних алгоритмов поиска ошибок
при создании единой информационной системы контрактной системы, регулярно
публиковать антирейтинги заказчиков-лидеров по количествам «слепых» закупок.

Говоря о объёмности исследования Иван Бегтин, один из
авторов доклада, поделился проблемой, что не все искажения возможно отследить
на данный момент. В пример он привел случай, когда одно содержательное слово
меняется на другое содержательное слово, не соответствующее по смыслу («мука» –
«рука»), и такое искажение, пока, выявить невозможно. «Проведённая работа – это
максисум того, что сейчас возможно с нашими технологическими методами, но,
безусловно, для того чтобы выявить все возможные искажения, работу надо
продолжать на постоянной основе», – заметил Иван Бегтин.

Выражая свое мнение относительно доклада, Министр РФ по вопросам
Открытого правительства Михаил Абызов сказал: «Для меня и моих присутствующих
здесь коллег из Федеральной антимонопольной службы и Казначейства Российской
Фелерации этот доклад носит принципиальный характер. Почему? Потому что, мы
сейчас находимся на переходном этапе – с одной стороны, заканчивает действие
94-ФЗ, а с другой стороны, ещё не вступила в действие Федеральная контрактная
система и наша задача до конца года разработать подзаконные акты в развитие
Закона о ФКС, которые помогли бы её реализации, начиная со следующего года.

Нам важно выявить проблемы и недостатки 94-ФЗ, чтобы эти
проблемы не пренеслись в плоскость нового законодательства. Поэтому то
исследование, которое было представлено нам, является тем инструментом, который
поможет нам провести работу над ошибками сегодня действующего 94-ФЗ». Он
отметил особую ценность того, что такой масштабное исследование закупочных
процедур стало возможно при использовании анализа открытых данных и сегодняшняя
система государственных закупок и то, что единый сайт, который администрируется
Казначейством Российской Федерации, позволяет анализировать расходы
государства. которые происходят на площадке электронных торгов с использованием
технологии открытых данных. «Это означает, что мы в состоянии от эпизодического
анализа отклонений перейти на технологии и алгоритмы, которые позволят выявлять
эти отклонения не только по факту процедуры, но и на ранней стадии и не
допускать эти ошибки (умышленные и не умышленные), совершенствовать систему
фильтров и эти знания применить при внедрении ФКС», – подчеркнул министр.

Другим важным результатом этого исследования явилась
пресонификация нарушителя. В приложении к докладу перечислны все нарушители с
указанием лотов, названием организации и вышестоящего органа.

Участники обсуждния говоря о масштабе проблемы, пришли к
общему мнению, что, если рассматривать не абсолютные цифры, то, при понимании
общего объёма закупок, нарушения составляют доли процента. Однако, даже при
объективно небольших суммах, недобросовестные закупщики, позволяющие себе
практически открыто приворовывать государственные деньги, должны быть наказаны.
И важность доклада в том, что материалы доклада, раскрывая имена «героев»,
заставляют руководителей организаций, попавших в доклад обратить внимание на
свои закупочные отделы, на своих «завхозов».

Для этого разрабатываются соответствующие механизмы. В своем
выступлении Сергей Габестро, отметив возможности ресурса антикартель.ру,
рассказал сбравшимся о подготовке к выходу нового плагина к ООС «Перископ»,
который сможет выявлять фальсификат он-лайн и который даст возможность
руководителям, контролировать своих подчинённых и недопускать нарушений ими
закона, которые, соответственно, дискркдетируют самих руководителей.

Отдельной линией встречи стала проблема обучения и
подготовки кадров для участия в закупках. Эта тема звучала практически в каждом
выступлении. И во время обсуждения и в самом докладе не раз обращалось внимание
на низкую квалификацию закупщиков и нехватку профессиональных экспертов.

В финале встречи Сергей Габестро пригласил представителей
госкомпаний, попавшим в списки нарушителей, на форум «Конкуренция», который
состоится 26 июня в Крокус Экспо, чтобы они имели возможность опровергнуть
выводы доклада, предметно доказав, что они не участвовали в фальсификации.