Информационная система госзакупок

Одним из ключевых факторов эффективности закупок является
информационная открытость всех стадий закупочной деятельности. Особенно важен
этот фактор для сферы госзакупок. В новом Законе «О контрактной системе»
информационному обеспечению закупок уделено особое внимание. Обзор возможностей
этого аспекта Закона для «Аукционного Вестника» провёл юрист электронной
торговой системы B2 lang=EN-US>B-Center Дмитрий Казанцев.

Необходимость информационной открытости

В основу концепции Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд» положен принцип эффективности закупок:
все его требования нужны лишь для того, чтобы государственные потребности
удовлетворялись, а государственные и муниципальные услуги оказывались гражданам
в надлежащем объёме.

Реализовать эту идею можно лишь в том случае, если за
бюджетный счёт будет приобретаться только то, что действительно необходимо, а
приобретённая продукция будет лучшего качества и по лучшей (причём не
обязательно минимальной) цене. Без информационной открытости госзакупок
добиться этого невозможно. Именно благодаря доступной информации о госзаказах могут
быть оперативно выявлены нецелевые закупки ещё до их объявления, могут быть
проанализированы заявленные начальные цены и иные условия будущего
госконтракта, можно отследить соблюдение закона при выборе поставщика, а также
получить данные о надлежащем исполнении государственного или муниципального
контракта.

Доступные данные о закупочной деятельности госзаказчиков
позволяют и контролирующим органам, и экспертному сообществу проводить анализ и
делать выводы в отношении как отдельных закупок, так и в отношении закупочной
деятельности в целом. В современных условиях лучшим инструментом по
оперативному получению информации является интернет, а значит открытость
сведений эффективнее всего обеспечивается путем их размещения в глобальной
сети.

Информационное обеспечение контрактной системы в сфере
госзакупок выстраивается как раз на базе изложенных выше фактов. Средством
обеспечения доступности данных о закупке должна стать единая информационная
система. В п. 9 ст. 3 Закона «О контрактной системе» она определяется как
совокупность информации о закупках, информационных технологий и технических
средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а
также её предоставление с использованием официального сайта. Официальным сайтом
должен остаться уже известный и неоднократно модернизированный портал lang=EN-US>www.zakupki.gov.ru.

Функции единой информационной системы госзакупок

В соответствии с новой концепцией единой информационной
системы, официальный сайт должен стать не просто «доской объявлений», на которой
публикуются очередные закупки, а сложным многофункциональным порталом,
позволяющим получать доступ к широкому спектру данных, обмениваться информацией
о закупке и даже подавать заявки в форме электронного документа, заверенного
ЭЦП. Регулированию единой информационной системы посвящена ст. 4 Закона «О
контрактной системе». В соответствии с этой статьёй информационная система
призвана обеспечить:

формирование, обработку, хранение данных и предоставление их участникам контрактной системы;

контроль за соблюдением закона при
планировании и проведении закупок;

использование усиленной неквалифицированной электронной подписи для подписания электронных документов;

подачу заявок на участие в определении поставщика в форме электронного документа.

Первая из названных функций сводится к функции базы данных.
Планируется, что после модернизации официального сайта, принятия
соответствующих подзаконных актов и начала полноценной работы информационной
системы в ней можно будет найти не только объявление о конкретной закупке, но и
планы закупок каждого заказчика, их отчёты, библиотеку типовых контрактов,
подзаконные акты в сфере госзакупок и иную информацию.

Вторая функция заключается в том, что названная выше
информация позволят контролировать закупочную деятельность. Для оперативного и
полноценного анализа этих сведений они должны быть доступны пользователям
информационной системы, а сама система должна иметь удобный механизм поиска
информации. Доступность этой информации позволит не только выявлять закупи,
проведённые с нарушением, но и, при надлежащей работе контролирующих органов,
заблаговременно пресекать нецелевое расходование бюджетных средств.

Третья функция призвана реализовать возможности электронного
документооборота в рамках отношений по размещению госзаказа. Усиленная
электронная подпись в соответствии с действующим законодательством является
аналогом подписи и печати на бумажном носители, а значит с помощью портала
единой информационной системы все участники госзаказа смогут обмениваться надлежащим
образом заверенными электронными документам. Электронный документооборот
существенно упрощает юридически значимую коммуникацию, а значит при надлежащей
реализации этой функции госзакупки должны стать доступнее для потенциальных
поставщиков. А это, можно надеяться, в свою очередь должно стать фактором
развития реальной конкуренции за право заключить госконтракт.

Частным, но ключевым проявлением возможностей электронного
документооборота является возможность подать заявку в электронной форме на
участие в закупке. Эту возможность также планируется реализовать с помощью
портала единой информационной системы для того, чтобы облегчить доступ
потенциальным поставщикам к госзакупкам и стимулировать конкуренцию при их
проведении. Здесь же важно отметить принципиальную позицию законодателя,
отделившего такое понятие, как «закупка в электронной форме», от всех остальных
закупок, пусть даже проводимых с использованием электронных технологий. Так, в
соответствии со ст. 24 Закона «О контрактной системе» в электронной форме может
проводиться лишь открытый аукцион, реализуемый на электронных торговых
площадках. Все остальные способы размещения заказа не отнесены к электронным,
хотя информация о каждом из них публикуется в единой информационной системе, и
на каждый из них с помощью той же системы может быть подана электронная заявка.

Информация о государственных закупках

В соответствие с ч. 3 ст. 4 Закона «О контрактной системе» в
единой информационной системе будут опубликованы следующие данные:

планы закупок;

планы-графики;

информация о реализации планов закупок и планов-графиков;

информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска иностранных товаров;

информация о закупках и об исполнении контрактов;

реестр контрактов, заключённых заказчиками;

реестр недобросовестных поставщиков;

библиотека типовых контрактов;

реестр банковских гарантий;

реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний;

перечень международных финансовых организаций, с которыми у России есть договорные отношения;

результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок;

отчёты заказчиков;

каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

подзаконные нормативные правовые акты в сфере госзакупок;

информация о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для государственных и муниципальных нужд;

информация предусмотренная Законом №223-ФЗ и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Таким образом, с помощью единой информационной системы можно
будет найти следующие разновидности информации:

анонсы закупок (планы, планы-графики, объявления).

отчётную информацию (реестр заключенных контрактов, отчёты о закупках, результат мониторинга закупок).

документы, регулирующие закупочную деятельность (подзаконные нормативные акты, положения о закупках субъектов Закона №223-ФЗ).

справочная информация (реестры, библиотеки, каталоги и т. п.)

Совокупность этой информации, находящейся в открытом доступе
на одном портале, должна облегчить работу добросовестных заказчиков и
поставщиков и затруднить работу недобросовестных. Впрочем, публикация
закупочной информации служит лишь одним из комплекса средств по профилактике и
пресечению правонарушений в сфере госзакупок, а не панацеей от них.

Регионы и муниципалитеты могут иметь свои сайты, посвященные
закупочной деятельности. Однако при этом, все подобные сайты должны в
обязательном порядке быть интегрированы с единой информационной системой (ч. 7
ст. 4 Закона «О контрактной системе»). Если концепция этой системы будет
реализована, то все субъекты отношений в сфере госзакупок получат базу данных,
содержащую максимально возможный спектр информации как о регулировании
закупочных отношений, так и о каждой конкретной закупке. Доступность этой
информации должна способствовать профилактике правонарушений в сфере
госзакупок, а также своевременному пресечению уже совершённых правонарушений.
Однако чтобы соответствовать новым требованиям ст. 4 Закона «О контрактной
системе» официальный сайт потребует существенной модернизации.