ЭТП на страже интересов бизнеса.

Статья в «Аукционном
Вестнике» про мошенничество на ЭТП получила неожиданное продолжение.

Один из клиентов
системы ТендерПро рассказал, что именно необходимость защитить компанию от
мошенников, привела его на ЭТП. Этой историей с нашим еженедельником поделилась
координатор проектов ТендерПро Ольга Горчицына.

Про пользу от электронных способов закупок обычно пишут в
двух ракурсах – с одной стороны подчёркивают прозрачность процедур, с другой
эффективность за счёт экономии средств и времени.

Такое освещение даёт неполное представление о возможностях
ЭТП. Современная электронная площадка – это полноценный виртуальный офис службы
снабжения и сбыта, где в структурированном виде хранятся большие объёмы
информации, контакты контрагентов, аналитика по прошедшим закупкам и по
ситуации на рынке в целом. Именно она часто выручает, когда нужно провести
срочную закупку в ручном режиме и быстро оценить поступившее предложение.

Профессиональная компетенция специалиста снабжения
подразумевает владение аналитической информацией о своём рынке на уровне
рефлекса. Однако иногда к закупкам бывают допущены новые сотрудники, и тогда
проблем избежать сложно.

Именно так сложилось в пензенской компании СтройДом. Молодой
специалист получил по электронной почте коммерческое предложение, содержащие
информацию о том, что некая фирма готова закупать обрезную доску на постоянной
основе, ссылаясь на то, что они выиграли тендер. Предложенная цена закупки была
на 30% ниже среднерыночной, но менеджера это не смутило. Обстоятельства
сложились так, что буквально неделю назад этот же менеджер обрабатывал
коммерческое предложение, где были обещаны низкие цены на доску при больших
объёмах поставки. Всё складывалось замечательно, менеджер запросил договоры от
компаний и уже подсчитывал бонусы.

Руководитель компании, Сергей Решетников, давно работал на
строительном рынке и знал, к чему приводят контракты с фирмами, предлагающими
демпинговые цены, да и с компаниями, которые сначала выигрывают тендер, а потом
ищут товар, принципиально дела не вёл.

При поверхностной проверке договора на поставку и счёта на
предоплату оказалось, что печать не имеет ОГРН и ИНН. По закону эти реквизиты
на печати не обязательны, но как показывает практика, большинство фирм
предпочитают их иметь. Поэтому отсутствие реквизитов насторожило и заставило
провести более детальную проверку. Первое, что удалось выяснить, это то, что
ИНН в договоре указывал на местонахождение компании в Ярославской области, а
реальный адрес компании ТПФ «Русский лес» находился в Кировской области, и на
печати стоял город Киров – это стало основанием для того, чтобы запросить у
компании-поставщика пояснений. То, что выслали в ответ на эту просьбу
несостоявшиеся контрагенты, достойно отдельной публикации или обращения в
прокуратуру. На новом договоре красовались две печати. При этом на одной местом
нахождения компании значился город Киров, а другая указывала на компанию с таким
же названием – Региональная Строительная Компания, но с совершенно другим
местонахождением – город Ярославль. При поиске в интернете заданная комбинация
нашлась в чёрном списке компаний-мошенников лесной отрасли. А сайт компании
«Русский лес» вообще начинался с фразы: «Наша компания не имеет отношения к
Региональной Строительной Компании (РСК)». Фирма РСК есть и в Ярославле и в
Кирове, но к счёту на оплату, который получила компания СтройДом, они обе
отношения не имели.

Вся это история дала директору компании СтройДом богатый
материал для размышления. Он увидел, что количество мошенников и просто
неответственных компаний, обещающих в тендерах нереальные цены, благодаря
интернету растёт с каждым днем. Возможна ситуация, когда в ручном режиме
купировать проблему будет сложно.

Руководитель осознал, что организации нужен системный подход
к проблеме анализа информации и инструмент, позволяющий любому сотруднику
получать актуальные сведения о соотношении цен на покупку и продажу товаров, а
так же доступ к информации о репутации контрагентов. Именно про такой сервис
рассказывали господину Решетникову, когда знакомили с технологией электронных
закупок. Преимущества системы для фирмы, работающей с постоянными поставщиками,
были не очевидны, и директор компании «СтройДом» отложил тестирование системы.
Однако после вышеописанных событий он пересмотрел своё отношение к ЭТП и решил
перейти на новые способы снабжения и сбыта.