Госзакупки должны перестать быть патогенной зоной коррупции и должны стать мощным фактором развития бизнеса и экономики.

В рамках Форума­выставки «Госзаказ­2013» на пленарном заседании «Системная реформа государственных и корпоративных закупок» выступил сопредседатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Александр Галушка.

«По оценке Правительства и Счётной палаты в рамках 94-фз при госзакупках разворовывается более 1 триллиона рублей. Новая Федеральная контрактная система призвана решить эту острую проблему и в целом кардинально улучшить сферу госзакупок.

Мы поддерживаем новую Федеральную контрактную систему, она вобрала в себя всё лучшее, что было в 94-ФЗ, усовершенствовала и значительно дополнила существенными, основополагающими элементами, в частности вариативностью закупок.

Кроме того важно, что регулируется не только этап размещения заказа, а весь закупочный цикл – от планирования до постзакупочного контроля.

Особенно принципиально раскрытие информации о закупочных планах государства и госкомпаний, потому что в целом ряде случаев именно это является основанием заняться тем или иным видом предпринимательской деятельности, инвестировать в производство.

Масштаб госзакупок и закупок госкомпаний огромен – в совокупности более 10 триллионов рублей, т. е. около 20% ВВП страны. Это колоссальный рынок для бизнеса, для планирования им своей инвестиционной и предпринимательской деятельности.

В целом по духу и смыслу Федеральная контрактная система, включая закон о закупках госкомпаний как часть этой системы, пронизаны идеей профессионализации закупочной деятельности.

Действительно, закупки – это профессия.

Мы – «Деловая Россия» совместно с медиахолдингом «Эксперт» – учредили Национальную ассоциацию институтов закупок (НАИЗ), которая призвана объединить лучших профессионалов, которые участвуют в закупочной деятельности и хотят постоянно совершенствовать свой профессионализм».

Кроме того задача НАИЗ обеспечить регулярный общественный мониторинг, контроль и оценку эффективности. «При госсзакупках важно не только купить то, что нужно государству, важно ещё и с помощью этого экономического ресурса поддержать малый и средний бизнес, выпуск инновационных продуктов, развитие конкуренции.

В развитых странах в целом ряде случаев именно система госзакупок смогла запустить процесс создания инновационной продукции малым и средним бизнесом» – заявил Александр Галушка.

«Очень важно влияние Федеральной контрактной системы на развитие конкуренции. Мы совместно с ТПП, РСПП, «Опорой России», при активном участии Минэкономразвития и ФАС разработали дорожную карту «О конкуренции». Один из восьми разделов этой дорожной карты посвящен развитию конкуренции при госзакупках. Он предусматривает следующие меры:

– должен быть сформирован механизм общественного обсуждения целесообразности и необходимости государственных и муниципальных закупок;

– общественный мониторинг закупочных практик госкомпаний, отбор и внедрение лучших практик;

– Счётная палата должна быть наделена полномочием по аудиту за конечным результатом государственных и муниципальных закупок;

– разработка механизма предотвращения конфликта интересов в сфере госзакупок.

Эти мероприятия утверждены Правительством в дорожной карте развития конкуренции и должны быть реализованы в течение этого года. Убеждён, что эти меры будут способствовать развёртыванию и внедрению Федеральной контрактной системы, дадут толчок развитию конкуренции» – подчеркнул Александр Галушка. 