Спрос рождает не только предложение, но и мошенников

Об одном из видов мошенничества на рынке электронных закупок рассказала «Аукционному Вестнику» координатор проектов ТендерПро Ольга Горчицына.

Электронная коммерция – это тренд сегодняшнего дня. Настоящие бизнесмены умеют считать деньги и их уже не нужно агитировать за электронные способы закупок. Число компаний абонентов электронных торговых площадок стремительно растёт. За февраль месяц в системе ТендерПро, например, зарегистрировались 2119 компаний, увеличивается и среднее количество предложений поданных для участия в конкурсах. Всё это хороший знак для электронных торговых площадок и для рынка в целом.
Рост интереса компаний к электронным способам закупок заметили не только профессионалы рынка электронной коммерции, но и так называемые тренд-вотчеры (Trend-watcher) – люди, профессионально отслеживающие тенденции развития рынка и изменения потребительских предпочтений. Ажиотажный спрос на информацию о закупках породил большое количество сайтов – агрегаторов информации о тендерах. С одной стороны такая тенденция не может не радовать. У торговых площадок появляется дополнительный канал распространения информации и привлечения новых поставщиков к открытым торгам. Но с другой стороны, не все сайты-агрегаторы ответственно подходят к предоставляемым сведениям. Получать информацию официальным путем, заключив договор с ЭТП и наладив шлюз, готовы единицы.
Большинство агрегаторов просто копируют сведения о торгах, не отслеживая изменения и не отражая их оперативно на своих порталах. В итоге потребитель имеет непроверенную информацию, которая может привести к неверным бизнес решениям и разочарованиям. Кроме того, многие фирмы-агрегаторы сделали из общедоступной информации прибыльный бизнес. Они продают незадачливым бизнесменам сведения об открытых закупках тех или иных компаний, не обеспечивая доступ к самим процедурам. Для поставщиков, проявивших интерес к тендеру, оказывается неприятным сюрпризом, то, что они, заплатив за информацию агрегатору, вынуждены платить во второй раз, чтобы принять участие в торгах на официальных площадках, где эти торги открыты.
«За последний месяц к нам обратились две компании с просьбой предоставить им право транслировать информацию об открытых тендерах. Ранее мы уже сотрудничали ещё с тремя фирмами официально. Наша компания открыта для сотрудничества. Мы предоставляем агрегаторам сведения бесплатно, не для перепродажи. То есть, если кто-то пытается взять с вас деньги просто за информацию о тендерах, открытых на площадке ТендерПро – это мошенники», – рассказывает директор по работе с клиентами ООО «ТендерПро» Евгений Антропов.
Официальные партнёры площадок, действуют на основании договоров, корректно предоставляя информацию клиентам. Такие фирмы обычно имеют ряд дополнительных сервисов по анализу информации, по подбору тендеров и так далее.
Кроме предоставления непроверенной информации злоупотребления на рынке электронных закупок связанны с недобросовестным использованием имён известных компаний.
Российское законодательство даёт возможность регистрировать любое число компаний под одним именем. Это позволяет злоумышленникам вводить в заблуждение фирмы впервые решившие попробовать свои силы в электронных торгах.
Схема работает следующим образом: недобросовестная фирма регистрирует новую компанию под именем, совпадающим с именем известной на рынке торговой площадки. Далее она делает рассылку с предложением оказания помощи при проведении электронных закупок. Заинтересовавшимся контрагентам выставляют счета, порой на очень внушительные суммы, в разы превышающие тарифы электронных площадок. Клиенты видят имя известной торговой площадки, что вводит их в заблуждение.
Безответственный подход к самой идее электронных торгов способен нанести большой урон репутации электронных закупок. Крупнейшие игроки рынка и Национальная ассоциация институтов закупок (НАИЗ) обеспокоены ситуацией и призывают компании использовать проверенную информацию на официальных площадках. Тарифы всех игроков рынка на сегодняшний день более чем доступны. Сравнивайте, выбирайте и главное проверяйте. На сайтах всех ЭТП есть платёжные реквизиты и адреса. Кроме того, крупные компании никогда не используют для деловой переписки публичные почтовые системы типа gmail.com, mail.ru, yandex.ru. Вся переписка ведется в домене компании. Будьте бдительны!