Вопрос юристу (№173)

На вопросы из редакционной почты отвечает доктор юридических наук, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Ольга Беляева.

Какие санкции применяются к предприятию, если на официальном сайте не была размещена в течение трех дней или вообще не размещена документация о закупке у единственного источника на сумму свыше 100 тыс. руб.? Какая организация может провести проверку предприятия?

Пока каких-либо санкций нет. Проверку может провести прокуратура.

Правильно ли я понимаю, что для проведения закупки у единственного источника заказчик размещает на официальном сайте извещение о закупке, документацию о закупке, проект договора? Какие документы размещаются на официальном сайте после выбора поставщика и подписания протокола?

Да, Вы понимаете правильно.После процедуры должен быть размещен сам протокол, потому что все протоколы размещаются на сайте. Кроме того, согласно п. 39 положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утв. постановлениемправительства РФ от 10.09.2012 г. № 908, по окончании проведения процедуры закупки представитель заказчика в закрытой части официального сайта с помощью функционала официального сайта при необходимости может сформировать документ, содержащий следующуюинформациюо договоре:

а) сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг;

б) сведения о сроках исполнения договора;

в) сведения об участнике закупки, с которым заключается договор.

В дальнейшем Вы обязаны соблюдать требования об отчетности по заключенным и измененным договорам.

Наше автономное учреждение каждый месяц приобретает одни и те же товары (например, канцелярские товары).Допустим, в январе - на сумму 20 тыс. руб., в феврале – на 30 тыс. руб., в марте – на 15 тыс. руб. и т.д.В итоге сумма за год выходит больше 100 тыс. руб. по одноименному товару. Должны ли мы отображать информацию о таких закупках на официальном сайте?

Нет, не должны. В соответствии с ч. 15 ст. 4 закона № 223-ФЗ, лимит в размере 100 тыс. руб. относится к конкретной закупке, а не к их совокупности по одноименным товарам за какой-либо период времени.

Просим дать правовую оценку письму, направленному в наш адрес акционером, следующего содержания: «В связи со вступлением в силу закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» организации, подпадающие под действие данного закона, обязаны заключать гражданско-правовые договоры на торгах. Следовательно, дочернее общество обязано участвовать в торгах наравне с другими организациями без гарантии их выиграть».

Акционер, конечно, не прав, поскольку в законе № 223-ФЗ ни слова нет о том, что договоры заключаются именно на торгах. Этот закон, если говорить совсем коротко, о том, что нужно утвердить положение о закупке, всем его показать на официальном сайте, а дальше следовать тому, что в нем написано. О том, какие именно закупки нужно фактически проводить, в законе № 223-ФЗ не сказано. На практике довольно часто заключение договоров междуматеринским и дочерним обществами проводятся как закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), что в полной мере соответствует требованиям закона № 223-ФЗ.

Нами был заключен договор на ведение реестра акционеров в 2006 году, договор бессрочный с ежемесячной оплатой услуг регистратора в размере нескольких тысяч рублей. Сейчас возник вопрос, можно ли продолжать работать по такому договору, либо нужно обязательно заключать новый договор и только на один год? В нашем положении о закупке об этом ничего не написано.

Каких-либо требований к договору, заключаемому с регистратором (включая сроки), в действующем законодательстве нет. Утверждение регистратора общества и условий договора с ним, а также расторжение такого договора относится к компетенции совета директоров вашего общества (подп. 17 п. 1 ст. 65 федерального закона от 26.12.1995 г. № 205-ФЗ «Об акционерных обществах»). Так что если в 2006 году ваш совет директоров одобрил заключение бессрочного договора, то договор будет продолжать свое действие без учета норм закона № 223-ФЗ до тех пор, пока сами стороны не решат его прекратить.

Не могли бы Вы прокомментировать порядок проведения закупок в области военно-технического сотрудничества, которые упомянуты в качестве изъятия из сферы действия закона № 223-ФЗ? Как правильно толковать данную норму?

Может ли предприятие, которое состоит в специальном реестре организаций, получивших право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения (согласно указупрезидента РФ от 10.09.2005 г. № 1062), всю свою деятельность вывести из-под сферы действия закона № 223-ФЗ?

Действительно, закон № 223-ФЗ не регулирует отношения, связанные с закупкой в области военно-технического сотрудничества (п. 4 ч. 4 ст. 1закона). Ключевые слова – это «отношения» и «область». В целях точного уяснения данной нормы следует обратиться к определению, данному в ст. 1 федерального закона от 19.07.1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами». Так, военно-техническое сотрудничество –это деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения.

Следовательно, в законе № 223-ФЗ речь не идет о закупке собственно «продукции военного назначения», речь об отношениях в определенной области, в свою очередь, данная «область» включает в себя вывоз, ввоз, поставку, разработку и производство такой продукции. Таким образом, «закупки в области» покрывают сделки вспомогательного значения (скажем, приобретение товара, необходимого для изготовления продукции военного назначения). Такая закупка тоже выходит из сферы действия закона № 223-ФЗ, ведь она остается в «области» военно-технического сотрудничества, вне этой области подобная закупка предприятию вовсе не нужна.

По поводу выведения всей деятельности предприятия, состоящего в специальном реестре, отвечу отрицательно. У такого предприятия все равно есть собственные нужды, не вся его действительность подчинена специальному регулированию. Выводы нужно делать не по деятельности, а применительно к конкретным сделкам, совершаемым данным предприятием.

В период первого квартала 2014 года наше бюджетное учреждение будет переходить на новый тип учреждения – «автономное». Сможем ли мы в этот период перейти с применения норм закона № 44-ФЗ на нормызакона № 223-ФЗ? Или же нам придется весь 2014 год осуществлять закупки согласно требованиям закона № 44-ФЗ, будучи автономным учреждением?

Конечно, сможете, как только станете автономным учреждением. «Тащить» в новую жизнь закон № 44-ФЗ оснований нет.

Положением о закупке предусмотрена возможность закупки услуг лизинга способом «закупка у единственного поставщика». Однако профильное подразделение не разрешает ее использовать на основании устного распоряжения одного из руководителей. Могут ли в будущем быть проблемы с антимонопольным органом, если воспользоваться возможностью, предоставленной положением о закупке?

Действовать в точном соответствии с нормами своего положения о закупке – значит соблюдать требования закона № 223-ФЗ.Соблюдение закона, в свою очередь, не должно повлечь негативную реакцию со стороны кого бы то ни было.

Закон № 223-ФЗ не содержит запрета на указание в документации о закупке ссылок на конкретные наименования моделей товара и их производителей, а также не требует указания слов «или эквивалент». Правомерно ли внесено указанное ограничение в положение о закупке, и можем ли мы на основании положений закона № 223-ФЗ не исполнять данное требование? Как Вы считаете?

Действительно, перечисленных требований и запретов в отношении описания объекта закупки закон № 223-ФЗ не содержит. Однако многие заказчики включили подобные ограничения в собственные положения о закупке, но это не нарушение закона, это желание самих заказчиков, признать такое желание неправомерным нельзя. Хотя, признаюсь, мне тоже кажется странным стремление ограничить себя больше, чем ограничивает закон.

Не исполнять свое положение о закупке – значит не исполнять требования закона № 223-ФЗ. Поэтому Вы можете поставить вопрос о необходимости внесения изменений в положение о закупке, ссылаясь на необоснованные ограничения при описании объекта, но отказаться от соблюдения надлежащим образом утвержденного положения о закупке оснований нет.

Не противоречит ли законодательству такое требование предквалификационного отбора: «Поставщик должен предоставить образцы следующей продукции: 1) ботинки мужские раз.43 – 1 пара; 2) туфли женские раз.38 – 1 пара; 3) сапоги утепленные мужские раз.43 – 1 пара. Предоставленные образцы возврату поставщику не подлежат».

Можем ли мы требовать образцы без возврата участникам для дальнейшей оценки качества (чтобы в следующем году было понимание  качества обуви с последующим объявлением квалификации поставщика)?

Не вижу каких-либо препятствий для проведения предквалификационного отбора с названными условиями.

Документация о закупке должна размещаться на официальном сайте в электронном виде? Можно ли разместить скан технического задания, или размещение должно осуществляться только в формате, позволяющем копировать текст?

Ответ на Ваш вопрос содержится в разделе IV положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утв. постановлениемправительства РФ от 10.09.2012 г. № 908. На официальном сайте (в связи с поправками от 28.12.2013 г. он переименовывается в «единую информационную систему») следуетразместить документацию в текстовомформате, а не в графическом.

Можно ли в предмете договора, заключаемого муниципальным унитарным предприятием в рамках закона № 223-ФЗ, указать две разные услуги? У нас один строительный объект, его нужно параллельно охранять и осуществлять уборку территории. Не будет ли являться нарушением указание в одном договоре двух разных услуг: контроль за доступом и уборка территории?

Нет, нарушений законодательства в этом нет. Ограничения по порядку формирования лотов (а именно - запрет на включение в состав одного лота товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений) установлены в ч. 3 ст. 17 федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» только для сферы обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Иными словами, названные ограничения обязаны соблюдать заказчики, осуществляющие закупки в соответствии с требованиями закона № 44-ФЗ.

Согласно п. 3 требований к форме плана закупки товаров (работ, услуг), утв. постановлением правительства РФ от 17.09.2012 г. № 932 г., в случае если период исполнения договора превышает срок, на который утверждаются планы закупок (долгосрочные договоры), в планы закупок также включаются сведения на весь период осуществления закупки до момента исполнения договора. Следовательно, если закупка проводилась в 2013 г. и была включена в план закупок 2013 г., но исполнение договора перешло на 2014 г., то эту закупку мы включаем в план закупок 2014 г.

Как быть с закупками, которые проводились в предшествующие годы, т.е. до того, как наша организация стала применять положения закона № 223-ФЗ, если работы по этим договорам все еще продолжаются? Стоит ли их включать в план закупок 2014 г.?

Думаю, что не стоит, потому что ни заключение, ни исполнение данных договоров не регулируется нормами закона № 223-ФЗ. Закон обратной силы не имеет и не применяется к вопросам исполнения ранее заключенных договоров.

Согласно закону № 223-ФЗ, муниципальное автономное учреждение образования утвердило положение о закупке, состав комиссии по закупкам. Но план закупок вызывает сложности, т.к. договоры на 2014 год уже заключены, исходя из ожидаемых доходов от оказания платных услуг.

Можно ли пока разместить «пустой» план закупок, а при возникновении «сверхожидаемых» доходов от внебюджетной деятельности разместить новую редакцию плана закупок?

Да, конечно. Тем самым Вы ничего не нарушаете, это довольно распространенная практика.

Можно ли оформитьдва договора до 100 тыс. руб. с одним поставщиком,номенклатура по договорамразная? Договоры заключаются декабрем2013г.

Можно, потому что, согласно п. 14 ч. 2 ст. 55 закона № 94-ФЗ, ограничения установлены не по поставщику, а по одноименным товарам, работам, услугам, размещение заказа на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется в течение квартала. Немного уточню, что номенклатура разной быть не может, товары, работы, услуги отличаются по группам, включенным в номенклатуру. Если предметы данных договоров относятся к разным группам номенклатуры, то заключение договоров до 100 тыс. руб. возможно.

Обязан ли заказчик утвердить следующие документы?

1. Положение (регламент) о контрактном управляющем (расходы менее 100 млнруб.).

2.Положение(регламент) о взаимодействии контрактного управляющего и структурных подразделений заказчика.

3. Положение (регламент) о деятельности закупочнойкомиссии.

Можно ли вместо трех указанных документов разработать один – положение (административный регламент) о закупочной деятельности заказчика - и все вышеуказанные положения сделать приложениями к нему?

Вы совершенно правы: достаточно одного документа, который охватит регулирование закупочной деятельности заказчика. Замечу, что закон № 44-ФЗ не предписывает заказчику разработку такого положения или регламента. Подобный внутренний документ разрабатывается и утверждается как локальный акт для удобства координации деятельности подразделений заказчика, ответственных должностных лиц и т.д. Замечу также, что наличие положения о контрактном управляющем не предусмотрено законодательством, согласно ч. 3 ст. 38 закона № 44-ФЗ, положение разрабатывается только для контрактной службы.

Спецстрой России определен постановлением правительства РФ в качестве единственного исполнителя по строительству объектов Минобороны России. Департамент государственного заказчика капитального строительства Минобороны России (ДГЗ МО РФ) является заказчиком в контрактах на строительство объектов, а Спецстрой России в лице ФГУП «Спецстройинжиниринг» выступает генеральным подрядчиком.

После заключения государственного контракта на строительство генеральный подрядчик заключает контракт на строительство объекта с предприятием ФГУП ГУССТ № 1 Спецстроя России, который привлекает субподрядные организации непосредственно для выполнения работ, осуществляя их отбор по результатам проведения аукционов.

Прошу разъяснить, является ли проведение ФГУП ГУССТ № 1 аукционов по выбору субподрядных организаций обязательным в соответствии с нормами закона № 44-ФЗ, или это внутриведомственное решение, а отбор субподрядчиков может проводиться и другим способом?

При такой цепочке исполнителей все они являются де-юре подрядчиками по исполнению государственного контракта, или данным статусом обладает только ФГУП «Спецстройинжиниринг»?

Законом № 44-ФЗ охватывается лишь первое звено описанной Вами цепочки: ДГЗ МО РФ – ФГУП «Спецстройинжиниринг», поскольку именно между этими лицами заключается государственный контракт.

Второе и третье звенья цепочки строят свои отношения на основе закона № 223-ФЗ, т.к. здесь имеют место договорные отношения унитарных предприятий. О правовом статусе участников такой договорной цепочки уместно рассказать подробнее.

В современном гражданском обороте довольно распространены ситуации, когда в отношении одного имущественного объекта последовательно заключается ряд однородных и взаимосвязанных сделок (перепродажа имущества, субаренда, индоссирование векселя и проч.). В отсутствие устоявшейся терминологии можно именовать такие сделки «повторными». В ст. 706 ГК РФ закреплена традиционно применяемая при подрядных отношениях система договоров: заказчик заключает договор генподряда с подрядчиком, который, в свою очередь, может иметь субподрядные договоры. Однако в строительной деятельности часто встречается фигура генерального субподрядчика (или субгенподрядчика), который от своего имени заключает договоры т.н. «двойного субподряда». Такая практика появилась еще в советское время, хотя в юридической литературе того времени отмечалось, что наличие главного субподрядчика вызывает много неудобств, а генеральный подрядчик не имеет возможности непосредственно влиять на специализированные организации, с которыми он не состоит в договорных отношениях.

Замечу, что в судебно-арбитражной практике наблюдается положительное отношение к использованию подобных договорных конструкций, что представляется абсолютно оправданным (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 12.02.2008 г. по делу № А07-85454/2007-Г-МИТ). Субгенподрядчикявляется аналогом заказчика, а субсубподрядчик– аналогом, соответственно, подрядчика с применением соответствующих положений главы 37 ГК РФ.

Вместе с тем, нечетко выражено отношение к правовому положению субсубподрядчика со стороны Минрегиона России. Так, в письме от 30.04.2010 г. № 17906-ИП/08 отмечается, что ГК РФ не предусматривает понятие «субсубподрядчик», а также не регламентирует процесс привлечения субподрядчиком третьих лиц к исполнению своих обязательств перед генеральным подрядчиком. В то же время в Методических рекомендациях по страхованию гражданской ответственности членов саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, одобренных на совещании Минрегиона России 27.02.2010 г., термин «субсубподрядчик» активно используется как синоним понятия «субподрядчик».

Представляется очевидным, что хотя ГК РФ не содержит конкретных норм, с учетом принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ) контрагенты вполне могут прибегать к использованию двойного субподряда. Субсубподрядчик– это четвертыйпо порядку участник цепочки договорных отношений в строительстве (после заказчика, генерального подрядчика, субгенподрядчика). Кстати, практике известны случаи появления и пятого звена этой цепочки в виде «спецсубподрядчика» (см. постановление ФАС Уральского округа от 07.06.2010 г. № Ф09-4240/10-С2 по делу № А60-55569/2009-С1). Насколько целесообразно заключение такого договора – решать только его сторонам, еще раз подчеркну, что противоречий с законодательством в подобных случаях не усматривается.

Уместно отметить, что в отсутствие ясности правового регулирования повторных сделок вообще и двойного субподряда в частностивысказываются предложенияо дополненииГК РФ общей нормой о допустимости повторных сделок, если иное не предусмотрено законом или договором(см. Садиков О.Н. Повторные сделки в гражданском праве. В кн.: Гражданское законодательство. Статьи. Комментарии. Практика. Вып. 22. Алматы: Юрист, 2005, с. 48).

В приведенной Вами договорной цепочке роли распределяются следующим образом: ДГЗ МО РФ – заказчик, ФГУП «Спецстройинжиниринг» – генеральный подрядчик, ФГУП ГУССТ № 1 – генеральный субподрядчик (или субгенподрядчик), непосредственные исполнители работ – субсубподрядчики. Отбор субсубподрядчиков по правилам закона № 44-ФЗ для ФГУП ГУССТ № 1 обязательным не является, данный отбор следует проводить согласно закону № 223-ФЗ.

Единственный случай, когда можно было бы предположить, что подобные аукционы проводятся унитарным предприятием по правилам закона № 44-ФЗ, – это отсутствие у него собственного положения о закупке. Однако это не так, поскольку на официальном сайте положение о закупках данного предприятия размещено.

Мы, бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования, обучаем педагогическим профессиям (воспитатель, педагог). Согласнозакону № 94-ФЗ, договоры гражданско-правового характера по педагогической практике мы проводили как размещение заказа у единственного поставщика. Такие договоры заключаются с сотрудниками детских садов и школ, в которых наши студенты проходят практику. Как,согласнозакону № 44-ФЗ,следует организовать педагогическую практику?

Действительно, согласно п. 22 ч. 2 ст. 55 закона № 94-ФЗ, размещение заказа на оказание преподавательских услуг физическими лицами осуществлялось у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Сейчас аналогичная норма содержится в п. 33 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ. Таким образом, порядок организации педагогической практики в 2014 году будет аналогичен прежним правилам.

На сегодняшний день типовые формы контрактов, согласно закону № 44-ФЗ, не утверждены. Как быть - разработать свои?

Ответ на Ваш вопрос содержится в ч. 6 ст. 112 закона № 44-ФЗ:до тех пор, пока не утверждены типовые контракты, заказчики разрабатывают тексты контрактов самостоятельно. Разрешается также утвердить типовые формы контрактов на региональном уровне, они могут применяться до момента утверждения типовых контрактов на федеральном уровне.

Мы являемся бюджетным учреждением, какое название для нас правильное - «контракт» или все-таки «гражданско-правовой договор»? Если осуществляются закупки до 100 тыс. руб., следует заключать контракт или обычный договор?

Понятия «гражданско-правовой договор» в законе № 44-ФЗ нет, в нем все договоры именуются «контрактами», в том числе и те, которые заключаются по результатам закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму до 100 тыс. руб.

Обратите внимание, что в ч. 15 ст. 34 закона № 44-ФЗ применительно к данным закупкам использовался термин«договор в устной форме», однако и он был исключен согласно поправкам, внесенным федеральным законом от 28.12.2013 г. № 396-ФЗ.

Будут ли закупки нашего учреждения подпадать под пп.4 п.1 ст. 93закона № 44-ФЗ (закупка у единственного поставщика без ограничений по стоимости),если населенный пункт, в котором находится наше учреждение, относится к сельской местности?

Полагаю, что одного только нахождения в сельской местности заказчику недостаточно для применения изъятия, установленного в п. 4 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ.

В приведенной норме говорится о том, что предельные значениядля определения размера средств, которые можно расходовать на закупку у единственного поставщика, не распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений. Обратите внимание: не «заказчиками, находящимися в сельских поселениях», а «заказчиками для нужд сельских поселений». Так что ответ на Ваш вопрос зависит от целей, ради которых проводится конкретная закупка, а не от места нахождения заказчика.

Нам необходимо провести котировку для сканирования документов и размещения их в информационной системе.В связи с большим объемом работы нам необходимо два специалистов. В нашем регионе не так уж многоорганизаций, желающих работать по такому контракту. Зато есть студенты, желающие подработать.

На сайте у нас отражается один победитель, даже если в котировке будут указаны два физических лица. Если заключить трехсторонний контракт, казначейство не пропустит оплату.

Подскажите, пожалуйста, как поступить с физическими лицами в данной ситуации?

Ситуация с двумя исполнителями контракта, действительно, невозможна. Выход может быть только один: заключить контракт с одним студентом на весь объем работы, а он, в свою очередь, фактически будет работать с помощником (например, своим приятелем-студентом).Последний будет работать как субподрядчик, т.е. в Вашем контракте он фигурировать не будет. Взаиморасчеты они будут впоследствии проводить между собой без Вашего участия.

Какую формулировку посоветуете использовать при расторжении договора с поставщиком на основании п. 8.1 ст. 9 закона № 94-ФЗ для заключения договора со вторым участником?

– «Стороны, руководствуясь ст. 450; 452 ГК РФ,в связи с невозможностью исполнения Поставщиком договора № _______от «__»_______согласились расторгнуть указанный договор»;

– «Стороны, руководствуясь п. 8.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»,согласились расторгнуть Договор № ________ от «___» ____________. Взаимных претензий, вытекающих из отношений по расторгаемому Договору, Стороны не имеют».

Предполагаем, что при использовании второй формулировки у нас не будет возможности заключить договор со вторым участником на основании ч. 8.1 ст. 9 закона № 94-ФЗ.

На практике делают и так, и эдак. Хотя наиболее близка к тексту закона № 94-ФЗ первая из предложенных Вами формулировок. Рекомендую Вам воспользоваться именно ею.

Наша организация попадает под действие закона № 44-ФЗ, нам необходимо заключить договор на оказание услуг по вывозу, размещению и утилизации твердых бытовых отходов. В нашем регионе ТБОвывозит организация, в собственности которой находится полигон ТБО, т.е. она являются единственным поставщиком комплексной услуги по вывозу и размещению ТБО. Можем ли мы заключить договор с этой организацией как с единственным поставщиком и не размещать информацию на официальном сайте?

Осуществить закупку у единственного поставщика можно лишь в тех случаях, которые перечислены в ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ. К сожалению, «фактические» монополисты в этой норме не указаны. Единственный выход – уложиться в 100 тыс. руб., согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ. Кроме того, обращаю Ваше внимание, что данные услуги включены в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществлениязакупок которых заказчик обязан проводить аукционв электронной форме (электронный аукцион), утв. распоряжением правительства РФ от 31.10.2013 г. № 2019-р.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 закона № 44-ФЗ, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства (СМП) в размере не менее 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. Если казенное учреждение планирует осуществить закупку кредитных средств на сумму свыше 100 млн руб., то 5% от 100 млн учреждению будет достаточно для осуществления остальных закупок.

Но как разместить не менее 15% у СМП? Нам столько не надо. Что делать?

Ваша позиция понятна: при осуществлении закупки услуг по предоставлению кредитов преференции субъектам малого предпринимательства не предоставляются, а пятью процентами учреждение вполне обходится, осуществляя закупки у единственного поставщика, согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ.

Пока практика применения ст. 30 закона № 44-ФЗ еще не сложилась, однако будем надеяться, что она будет такой, как и раньше. Так, в период действия закона № 94-ФЗ ФАС России неоднократно давала разъяснение о том, что объем товаров (работ, услуг), размещение на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), не должен учитываться в общем годовом объеме, исходя из которого определяется объем товаров (работ, услуг), подлежащих размещению у субъектов малого предпринимательства (см., например, письма ФАС России от 17.03.2010 г. № АЦ/7178, от 09.09.2010 г. № АЦ/30282, от 29.10.2010 г. № АЦ/37480 и др.).

Проще говоря, если заказчик проводит конкурентные процедуры, он обязан выделять объем заказов (закупок) для субъектов малого предпринимательства, если же закупки заказчика проводятся неконкурентным способом, преференция не выделяется.

С большим интересом прочли статью О.А. Беляевой «Совместные предложения участников торгов: проблемы правовой квалификации» в еженедельнике «Аукционный вестник» № 115 от 19.10.2012 г. Мы сейчас столкнулись с проблемой, как практически реализовать совместное предложение двух участников для участия в тендере, проводимом Тендерным комитетом Москвы в январе 2014 г.

Были бы Вам очень признательны за помощь в решении этой проблемы. Есть два ООО, одно из которых имеет две из трех требуемых, согласно условиям конкурса, лицензий, а другое – однунедостающую лицензию. Как юридически правильно оформить отношения этих двух ООО для участия в открытом конкурсе?

К сожалению, «правильно» никак не удастся. Участник должен сам соответствовать требованиям конкурсной документации, так что если не хватает лицензии, это означает отказ в допуске. Однако практика изобилует примерами, когда допускают, присовокупляя лицензию субподрядчика (не консорциума, а именно субподрядчика). Рекомендую Вам сделать запрос на разъяснение требований конкурсной документации заказчику, а дальше действовать в соответствии с его ответом. Однако подчеркну, что, в точном соответствии с законом, Вас надо отклонить, остальное – на усмотрение заказчика, пойдет ли он на допуск субподрядчика.