Ситуативный подход

Координатор проектов
ГК «ТендерПро»
Ольга Горчицына
делится с читателями
АВ опытом
в организации
эффективной
системы закупок

Уважаемые друзья, декабрь - последний месяц года, время подведения итогов, анализа достижений и идеальный момент, чтобы задуматься о будущем. Современные электронные площадки решают большинство задач, стоящих перед закупщиками. Новые технологии и бизнес-решения позволяют комбинировать разные системы и реализовывать различные сценарии.

Электронные торговые площадки существуют в России уже более 10 лет. За это время накоплен большой опыт в организации эффективной системы закупок, разработан комплекс технологий и отраслевых решений для внедрения систем электронных торгов в бизнес-процессы коммерческих и государственных структур. На рынке сегодня существует много электронных площадок, которые могут как взаимозаменять, так и дополнять друг друга.

Примером традиционного подхода к организации закупок являются такие площадки, как «ТендерПро», «Фабрикант», B2B-center, построенные на логике и методологии службы снабжения, близкой предприятиям со стажем. Особенно эффективен такой подход в России и странах ближнего зарубежья. Несмотря на традиционность, в системах можно реализовать разные сценарии цепочки заказов и взаимодействия служб. Опыт показывает, что предприятия используют системы закупок по-разному, достигая эффекта на разных направлениях и разными средствами. Глубокое знание собственных процессов снабжения позволяет выбирать те участки процесса и процедуры, применение электронных систем на которых дает максимальное преимущество.

Приведем примеры разных подходов к использованию систем:

Например, на ЦБК «Кама» формирование заявок на закупки происходит в системе «ТендерПро». Заявки из цехов в службу снабжения поступают сразу в электронном виде, номенклатура оформлена на каталоге системы. Такой подход позволил предприятию сократить штат службы снабжения и избежать неточностей и непонимания в определении предмета закупок.

Холдинг «ТопПром» при поиске идеальных процедур для разных форм закупок определил для себя аукцион как самую эффективную модель при закупке услуг. Экономия при таком подходе достигала рекордных 60%.

Комбинат «Магнезит» повысил эффективность закупок через ЭТП административным решением, допустив до функции активации конкурсов только экспертов КРУ, которые проверяют не только техническую, но и коммерческую и процедурную части открываемых конкурсов. Таким образом, традиционные системы открывают для думающих закупщиков массу способов для эффективного использования.

Появление в арсенале профессионалов второй системы позволит компаниям еще эффективнее планировать бюджеты и строить цепочку закупок и сбыта.  Системы нового поколения не только бесплатны для организаторов, но и обладают принципиально новыми возможностями. Например, технология «Теклот» позволяет организовать свою электронную площадку как в части интерфейса (когда, по сути, только картинка главной страницы выполнена в корпоративном стиле), так и в части конфиденциальности данных. «ТендерПроцессор Теклот» может быть установлен на сервер компании, и тогда ценная информация не будет покидать пределы предприятия. Преимущество такого решения заключается в том, что доступ к общему каталогу товаров и к общей клиентской базе у пользователей останется. За совмещение возможностей такие системы получили название гибридных. Через Teclot.com можно организовать не только закупки, но и сбыт продукции. Компания  «Амурметалл», например,  использует  традиционную систему для закупок, а систему нового поколения - для продажи своей продукции. Такая схема оправданна, так как традиционная система «ТендерПро «особенно эффективна для работы в СНГ и России, а современный «Теклот» дает возможность работать на международных рынках, в том числе в Китае.

Существует и третий подход, когда компания, не используя электронную  систему, пользуется опытом и методикой сотрудников ЭТП для выполнения части работы службы снабжения. В качестве примера можно привести ОАО «Газпром»: у компании есть своя электронная площадка, однако они передали часть деятельности по поиску, адресному оповещению и приглашению к участию компаний, потенциально заинтересованных в конкурентных закупках (запрос предложений, конкурс, аукцион), специализированному подразделению компании «ТендерПро». При передаче части функций на аутсорсинг можно четко оценить затраты на привлечение контрагентов, на сопровождение закупки и предметно управлять эффективностью процедуры.