Исполнение публичных контрактов в 2014 году в свете нового законодательства

Ольга Беляева,
ведущий научный сотрудник
Института законодательства
и сравнительного правоведения
при правительстве РФ,
доктор юридических наук
 
/Продолжение. Начало статьи читайте в предыдущем номере/
 
Ответственность за неисполнение контракта. Вступая в контрактные отношения, стороны не могут быть абсолютно уверены в надлежащем исполнении обязательств со стороны контрагента. Для того чтобы уже в момент заключения контракта обезопасить себя от возможных негативных последствий его нарушения или ненадлежащего исполнения, используются различные виды обеспечительных сделок. Все они имеют т.н. «акцессорный характер», т.е. играют дополнительную роль по отношению к основному (главному) контракту и, как правило, следуют его юридической судьбе.
 
В соответствии с ч. 4 ст. 34 закона о контрактной системе, в контракт должно включаться обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Причем на первый план среди мер ответственности поставлены неустойки.
 
Надо сказать, что неустойка имеет двойственную правовую природу: она одновременно является не только мерой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданско-правового обязательства, но и служит способом обеспечения его надлежащего исполнения (обеспечительная сделка акцессорного характера).
 
В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка РФ от не уплаченной в срок суммы.
 
Само рефинансирование – это процесс, в ходе которого заемщик выплачивает полученный ранее (уже существующий) кредит с помощью нового кредита. Ставка рефинансирования – это процентная ставка, которую Центральный банк РФ использует при предоставлении кредитов коммерческим банкам в порядке рефинансирования.
 
Ставка рефинансирования периодически меняется, о ее актуальном размере Центральный банк России сообщает в своих указаниях. Так, начиная с 14.09.2012 г. и по настоящее время данная ставка составляет 8,25% годовых (см. указание Банка России от 13.09.2012 г. № 2873-У).
 
Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном правительством РФ.
 
В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в т.ч. гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
 
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном правительством РФ, но не менее чем 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
 
Приведенные нормы ст. 34 закона о контрактной системе позволяют обозначить основные акценты во взаимоотношениях сторон контракта в части претензий по применению мер ответственности:
 
1) поставщик вправе, но не обязан требовать от заказчика уплаты неустоек за нарушение контрактных обязательств;
 
2) заказчик обязан направить поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней), по сути, такое требование можно назвать «претензией», это название уже устоялось на практике. Речь идет о досудебном порядке разрешения спора. Поэтому заказчикам следует обратить внимание на то, что при возникновении судебного спора о взыскании с поставщика (подрядчика, исполнителя) неустоек, арбитражный суд в порядке, установленном в ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ, будет проверять, направлялось ли заказчиком подобное требование поставщику (подрядчику, исполнителю). Поскольку если для определенной категории споров федеральнымзакономустановлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка;
 
3) неустойка в форме пени начисляется только за один вид нарушения контрактных обязательств – просрочку их исполнения, за другие нарушения подлежит взысканию неустойка в форме штрафа;
 
4) неустойка в форме пени исчисляется не от цены контракта, а только от цены неисполненных в срок контрактных обязательств (аналогичная позиция устоялась и в практике применения закона о размещении заказов: см. постановление Президиума ВАС РФ от 22.05.2012 г. № 676/12 по делу № А40-8226/11-68-64); размер штрафа будет установлен правительством РФ в фиксированном размере, поэтому нет оснований связывать его с ценой неисполненных контрактных обязательств.
 
Следует отметить, что новеллы закона о контрактной системе о формах неустойки и порядке ее исчисления отражают тенденцию всей отечественной договорной практики. Ведь в последние годы неустойка стала, пожалуй, наиболее «модной» формой ответственности за нарушение обязательств. Наличие в контракте условий о неустойке влечет для стороны, нарушившей обязательство, неблагоприятные последствия в виде уплаты установленных законом или договором процентов, начисляемых на сумму невыполненного обязательства (штраф) либо за каждый день просрочки (пеня).
 
Неустойка выступает также в качестве наиболее применяемого – самостоятельно или в сочетании сдругими мерами – способа обеспечения обязательства. По общему правилу, размер неустойки может устанавливаться в виде процента от суммы договора или его неисполненной части в кратном отношении ксумме обязательства или же в твердой денежной сумме. В законе о контрактной системе предусмотрено специальное правило: расчет неустойки именно в процентах, что не противоречит нормам ГК РФ.
 
Широкое распространение неустойки объясняется ее стимулирующим воздействием на контрагентов гражданско-правового обязательства и относительной простотой взыскания. Кредитор не должен доказывать наличие убытков при взыскании неустойки (п. 1 ст. 330 ГК РФ).
 
Форма соглашения о неустойке не зависит от формы основного обязательства; она в любом случае должна быть письменной под страхом недействительности соглашения о неустойке. Заключение отдельного соглашения о неустойке – на практике большая редкость, поэтому и закон о контрактной системе указывает, что условия о неустойках должны быть включены непосредственно в текст контракта.
 
В ч.9 ст. 34 закона о контрактной системе предусмотрено, что сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны. Данная норма соответствует ст.ст. 401, 406 ГК РФ.
 
Нельзя не отметить, что в законе о контрактной системе ничего не сказано о возможности взыскания убытков за нарушение контрактных обязательств. Однако вопрос об убытках напрашивается сам собой, ведь ущерб от нарушения условий контракта в процессе его исполнения может значительно превышать размер неустоек. Вероятно, в этом случае следует воспользоваться правилами ст. 394 ГК РФ, устанавливающей соотношение неустойки и убытков.
 
Как следует поступить стороне контракта, если в связи с нарушением контракта контрагентом можно рассчитать и неустойку, и убытки? Правомерно ли заявить о взыскании двух этих мер ответственности? Дело в том, что неустойка должна носить строго компенсационный характер, поэтому закон устанавливает определенные правила ее соотношения с убытками и, кроме того, предоставляет суду право ее уменьшить. В зависимости от сочетания неустойки с возмещением убытков закон различает четыре вида неустойки. Однако, по общему правилу, неустойка является зачетной, т.е. убытки возмещаются только в части, не покрытой неустойкой.
 
Характерные черты неустойки как меры гражданско-правовой ответственности за нарушение договорных обязательств можно выявить, проведя ее сравнительный анализ с убытками. Убытки взыскиваются, когда они действительно причинены, хотя, несмотря на нарушение договора, убытки могут не возникнуть. По требованию о взыскании неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Для взыскания же убытков необходимо доказать не только их размер, но и то, что сам потерпевший принял все возможные меры для их устранения. По требованию о взыскании неустойки формально ничего доказывать не нужно, хотя практика последних лет показывает, что истец должен быть готов представить суду обоснованный расчет своих имущественных потерь. Убытки – это неопределенная величина, они выявляются только после нарушения договорного обязательства. Неустойка – это величина, точно зафиксированная, заранее установленная и известная обоим участникам обязательства. Наконец, нарушение обязательства чаще всего сводится не к полному отказу от его исполнения, а к ненадлежащему исполнению, выражающемуся в просрочке и т.п., поэтому в момент самого нарушения убытки либо не возникают, либо не получают явного выражения. Но уже в момент нарушения обязательства кредитор располагает оперативным средством, чтобы побудить должника к исполнению обязательства.
 
Любой должник (нарушитель договора) заинтересован в доказывании незначительности и даже отсутствия убытков, поскольку в случаях, когда подлежащая взысканию неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, законодательство (ст. 333 ГК РФ) предоставляет право суду уменьшить размер неустойки. При наличии таких обстоятельств суд вправе уменьшить неустойку независимо от ее вида, т.е. независимо от соотношения неустойки с убытками. Право суда на уменьшение неустойки применимо не только к договорной, но и к законной неустойке.
 
Доказательства, подтверждающие явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств, предоставляются ответчиком, заявившим ходатайство об уменьшении неустойки. Причем соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства предполагается. Неустойка может быть снижена судом только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика.
 
При этом ответчик должен представить доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, в частности, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки. Кредитор для опровержения такого заявления вправе представить доводы, подтверждающие соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства (см.постановление пленума ВАС РФ от 22.12.2011 г. № 81 «О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации»).
 
Долгое время в нашем законодательстве использовался «принцип реального исполнения обязательств», означавший, что уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают должника от исполнения обязательства в натуре. Однако судебно-арбитражная практика свидетельствовала о неэффективности принимаемых решений.
 
Сейчас в законодательстве (ст. 396 ГК РФ) сохранены лишь некоторые элементы принципа реального исполнения. Так, если уплата неустойки и возмещение убытков вызваны ненадлежащим исполнением обязательства, должник не освобождается от исполнения обязательства в натуре. Например, обязательство исполнено в неполном объеме либо полностью, но ненадлежащим образом.
 
Если же уплата неустойки и возмещение убытков вызваны неисполнением обязательства, должник освобождается от исполнения обязательства в натуре, и в данном случае обязательство прекращается. Например, к сроку, когда обязательство должно быть исполнено, должник не приступил к исполнению. Но здесь принципиальное значение имеет также то, какой способ защиты выберет кредитор. Если будет предъявлен иск о принуждении к исполнению обязательства в натуре, то кредитор (истец) сохранит право требовать от должника уплаты неустойки за последующие периоды. Но если кредитор (истец) выберет иск о возмещении убытков, то он лишится возможности предъявлять впоследствии должнику какие-либо требования. Таким образом, должник как бы «откупается» от кредитора путем возмещения ему убытков.
 
Следует иметь в виду, что принцип реального исполнения сформулирован в законодательстве в виде диспозитивной нормы. Во многие контракты сейчас включается условие о том, что «уплата штрафных санкций и возмещение убытков не освобождает сторону, нарушившую свои обязательства, от их надлежащего исполнения». Нужно отметить, что такие формулировки в контрактах  вполне соответствуют требованиям закона, хотя и налагают на должников дополнительное бремя.
 
***
 
Изменение условий контракта в процессе его исполнения.По общему правилу, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается(понятие «существенные условия контракта» не раскрывается ни в одной норме закона о контрактной системе, хотя упоминается это понятие в законе неоднократно – прим. автора), за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
 
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - контрактом:
 
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
 
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
 
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный правительством РФ, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения правительства РФ;
 
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта РФ на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный правительством РФ, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
 
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный правительством РФ, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
 
5) при изменении в соответствии с законодательством РФ регулируемых государством цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
 
6) при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ).
 
При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.
 
В случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.
 
При исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
 
***
 
Дополнительные условия исполнения контракта. В некоторые контракты в качестве их неотъемлемой части должен быть включен график исполнения контракта, к таким контрактам предъявляются два условия:
 
1) контракт заключается на срок более чем 3 года;
 
2) цена контракта составляет более 100млн руб. (ч. 12 ст. 34 закона о контрактной системе).
 
В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта (основания, порядок, форма и последствия такого прекращения контрактных обязательств определены в ч.ч. 8–26 ст. 95закона о контрактной системе).
 
Дополнительные условия исполнения контракта, в том числе не связанные с предметом контракта, могут быть установлены в документации о закупке. Однако заказчик устанавливает подобные дополнительные условия не произвольно, а на основании соответствующего решения правительства РФ, принятого в отношении конкретной закупки (ч. 1 ст. 111закона о контрактной системе).
 
Контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлена личная заинтересованность должностных лиц заказчика в заключении и в исполнении такого контракта. Данная заинтересованность заключается в возможности получения должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или для третьих лиц (к должностным лицам заказчика, личная заинтересованность которых в заключении и исполнении контракта может стать основанием для признания его недействительным в судебном порядке, относятся: руководитель, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы, контрактный управляющий – прим. автора).
 
Контрактом может быть предусмотрено его поэтапное исполнение и поэтапная оплата, в этом случае этапы оплаты должны быть отражены в плане-графике (п. 2 ч. 3 ст. 21 закона о контрактной системе).
 
***
 
Исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и законом о контрактной системе, в том числе:
 
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (этапов исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
 
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
 
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
 
Поставщик (подрядчик, исполнитель), в соответствии с условиями контракта, обязан:
 
1) своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта (закон о контрактной системе изобилует непривычными для законодательной техники словами и выражениями; не обошли стороной они и нормы об исполнении контракта, поэтому затруднительно объяснить, что подразумевается под «сложностями, возникающими при исполнении контракта», на наш взгляд, это просторечие – прим. автора);
 
2) к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги.
 
При этом заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством РФ (ч. 1 ст. 101 закона о контрактной системе).
 
Условие о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемкивключаются в контракт в обязательном порядке (ч. 13 ст. 34 закона о контрактной системе).
 
Следует подчеркнуть, что действующее законодательство РФ не содержит норм, регламентирующих порядок проведения приемки, поэтому сторонам контракта не только нужно, но и весьма целесообразно разрешить все вопросы проведения данной процедуры непосредственно в тексте контракта. В связи с этим заказчикам следует обратить внимание на разъяснения, содержащиеся в постановлении пленума Высшего арбитражного суда РФ от 22.10.1997 г. № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки».
 
Так, на основании п. 2ст. 513 ГКРФ покупатель (получатель) обязан проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота.
 
Порядок проверки качества товаров может быть предусмотрен обязательными требованиями государственных стандартов (п. 1ст. 474 ГК РФ). В этих случаях проверка качества товаров, осуществляемая покупателем, должна соответствовать таким требованиям.
 
Порядок приемки товаров по количеству и качеству, установленный инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утв. постановлением Госарбитража СССР от 15.06.1965 г. № П-6 и инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утв.постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 г. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2604/ № П-7, может применяться покупателем (получателем) только в случаях, когда это предусмотрено договором поставки.
 
Если законом, иным правовым актом, обязательными правилами, договором, обычаями делового оборота порядок приемки по количеству и качеству не определен, данное обстоятельство само по себе не является основанием освобождения поставщика от ответственности за нарушение соответствующих условий договора.
 
По решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из 5-ти человек.
 
Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом. Результат приемки оформляется документом, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
 
В случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
 
Заказчик вправе не отказывать в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае выявления несоответствия этих результатов либо этих товара, работы, услуги условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке этих результатов либо этих товара, работы, услуги и устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
 
Итак, исполнение контракта включает в себя комплекс определенных мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки. Среди этих мер особое место занимает экспертиза поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги. Согласно ч. 3 ст. 94 закона о контрактной системе, для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Такая экспертиза может проводиться заказчиком своими силами, или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании заключенных контрактов.
 
Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами, или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с законом о контрактной системе.
 
Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в некоторых случаях, когда закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
 
Всего таких случаев насчитывается 16 из тех 28, что перечислены в ч. 1 ст. 93 закона о контрактной системе. Кроме того, правительство РФ вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренных контрактом. Каким образом заказчику следует определиться с кандидатурой эксперта, который мог бы осуществить проверку результатов исполнения контракта, заключенного с «единственным поставщиком»? В самом общем виде эксперт (от лат. expertus – опытный) – это квалифицированный специалист в определенной области, привлекаемый для исследования, консультирования, выработки суждений, заключений, предложений, проведения экспертизы. Согласно п. 15 ст. 3 закона о контрактной системе,эксперт, экспертная организация – это обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам.
 
Нормативного документа, который устанавливал бы единые требования к экспертам, в нашей стране не существует. Поэтому можно рекомендовать выбирать экспертов, например, в зависимости от предмета самого контракта (см., например, положение о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении, утв. постановлением правительства РФ от 29.09.1997 г. № 1263). В любом случае выбор лица, который может считаться экспертом в определенной сфере деятельности, обусловлен субъективной оценкой, субъективным решением заказчика. Конечно, если для проведения экспертизы необходимы осуществление исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг, и в отношении лиц, их осуществляющих, в соответствии с законодательством РФ установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор экспертов, экспертных организаций для проведения такой экспертизы должен осуществляться из числа лиц, соответствующих указанным требованиям. Привлекаемый эксперт (экспертная организация) также должны соответствовать требованиям, предусмотренным в ст. 41 закона о контрактной системе (эта норма нацелена на обеспечение объективности эксперта при проведении экспертизы). Так, к проведению экспертизы не могут быть допущены: 1) физические лица: а) являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя); б) имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза; в) являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами)с руководителем заказчика,усыновителями или усыновленными по отношению к нему, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке; 2) юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем двадцатью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем двадцатью процентами вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц; 3) физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы. Эксперт, экспертная организация обязаны уведомить в письменной форме заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы (в том числе об отсутствии оснований для недопуска к проведению). В случае выявления в составе экспертов, экспертных организаций вышеперечисленных лиц, заказчик должен принять незамедлительные меры, направленные на привлечение для проведения экспертизы иного эксперта, иной экспертной организации. За предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения эксперт, экспертная организация, должностные лица экспертной организации несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. Однако следует пояснить, что меры ответственности, применяемые к эксперту, действующим законодательством РФ не конкретизированы. Для проведения экспертизы эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы (условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта). Результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным, а также должно соответствовать законодательству РФ. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения. Однако главная проблема в связи с проведением экспертизы видится в другом. К примеру, обратимся к тем случаям, когда заказчик лишен возможности провести экспертизу результатов исполнения контракта самостоятельно, а обязан привлечь стороннего эксперта. Например, при закупке у единственного поставщика, определенного указом или распоряжением президента РФ, при выполнении работ по мобилизационной подготовке, заключении контракта на поставку российских вооружения и военной техники, возникновении потребности в товарах, работах, услугах вследствие аварии, при поставке культурных ценностей и т.д. Если закон не доверяет познаниям самого заказчика, обязывая для проверки результатов исполнения контракта привлечь стороннего эксперта, возникает вопрос, кто проверит результаты исполнения контракта по проведению экспертизы. Очевидна ситуация, при которой результаты работы эксперта будет проверять сам заказчик. Но в чем же ценность такой проверки, «экспертизы результатов другой экспертизы»? В одном случае заказчик экспертом быть не может, зато в другом – сам выступит экспертом в отношении стороннего эксперта. Экспертиза результатов исполнения контракта, конечно, нужна, однако она должна носить не всеобщий, но строго выборочный характер, кроме того, неразумно предоставлять возможность проведения экспертизы самому заказчику. В противном случае проверяющие друг друга оказываются в замкнутом круге, а эффективность закупок оценивается только лишь бесконечными проверками.
 
Результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию: 
 
1) об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;
 
2) о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;
 
3) об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.
 
К такому отчету прилагаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством РФ документ.
 
Порядок подготовки и размещения в единой информационной системе данного отчета, а также форма указанного отчета определяются правительством РФ.
 
Кроме того, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать порядок размещения соответственно в региональных и муниципальных информационных системах отчетов о результатах отдельного этапа исполнения контракта, осуществления поставки товара, выполнения работы или оказания услуги (в том числе перечни дополнительной информации).
 
В заключение следует сказать, что исполнение контракта подлежит контролю не только заказчиком в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя), оно подвержено также общественному контролю.
 
Так, в соответствии со ст. 102 закона о контрактной системе общественный контроль за соблюдением требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок могут осуществлять граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны, в свою очередь, обеспечивать возможность осуществления такого контроля.
 
Среди прочего общественные объединения и объединения юридических лиц, осуществляющие общественный контроль, вправенаправлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов ( запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов, иные обращения, представленные общественными объединениями и объединениями юридических лиц, рассматриваются заказчиками в соответствии с законодательством РФ о порядке рассмотрения обращений граждан – прим. автора); осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям закона о контрактной системе.