Особенности участия социально ориентированных некоммерческих организаций в государственных и муниципальных закупках

Байрашев Виталий
Аналитик Центра эффективных закупок (ООО «Тендеры.ру»)
 
В отличие от федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – 94-ФЗ), федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – 44-ФЗ) предоставляет преимущества при осуществлении закупок не только учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов, субъектам малого предпринимательства (далее – СМП), но и социально ориентированным некоммерческим организациям (далее – СОНКО). При этом участие СОНКО в закупках предполагает предоставление им тех же преимуществ, какие закон предоставляет СМП. 
 
Согласно п.2.1 ч.2 ст.2 федерального закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – 7-ФЗ), социально ориентированные некоммерческие организации – это некоммерческие организации, созданные в предусмотренных 7-ФЗ формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные п.1 ст. 31.1 7-ФЗ. 
 
К видам деятельности, предусмотренным п.1 ст.31.1 7-ФЗ, относятся: 
 
1) социальная поддержка и защита граждан;
 
2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; 
 
3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам; 
 
4) охрана окружающей среды и защита животных; 
 
5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений; 
 
6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина; 
 
7) профилактика социально опасных форм поведения граждан; 
 
8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества; 
 
9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности; 
 
10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; 
 
11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации; 
 
12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации. 
 
Несмотря на то, что СОНКО имеет достаточно широкое определение в 7-ФЗ, преимущества при осуществлении закупок, в соответствии с ч.2 ст.30 44-ФЗ, предоставляются только тем СОНКО, которые осуществляют виды деятельности, предусмотренные п.1 ст. 31.1 7-ФЗ, и учредителями которых не являются Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. 
 
Важным отличием 44-ФЗ от 94-ФЗ является отсутствие в положениях 44-ФЗ ссылки на перечень товаров, работ и услуг, определенная доля которых должна закупаться у СМП и СОНКО. 44-ФЗ определяет, что заказчики должны осуществлять у СМП и СОНКО не менее 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренных планом-графиком, при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает 20 миллионов рублей (в рамках 94-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта не должна была превышать 15 миллионов рублей). 
 
Одновременно с этим п.1 ч.3 ст.112 44-ФЗ устанавливает, что в 2014 и 2015 годах расчет совокупного годового объема закупок, предусмотренного ч.1 ст.30, ч.ч.1,2 ст.38, ч.2 ст.72, п.4,5 ч.1 ст.93 44-ФЗ, производится заказчиками без использования планов-графиков. Это означает, что в 2014 и 2015 годах закупки у СМП и СОНКО должны рассчитываться заказчиками от общего объема средств, выделяемых на закупки. 
 
Расчет совокупного годового объема закупок может вызвать определенные вопросы у заказчика, поскольку на практике под совокупным объемом закупок можно понимать доведенные лимиты бюджетных обязательств либо объем предоставленных субсидий (для бюджетных учреждений) за вычетом налогов и заработной платы, сумму заключенных контрактов, сумму исполненных контрактов. В частности, не совсем понятно, какими показателями будут руководствоваться контрольные органы при проведении проверок. В случае расчета объемов закупок у СМП и СОНКО эта задача облегчается тем, что в 44-ФЗ отсутствует максимально допустимый объем закупок у СМП и СОНКО - заказчику во избежание лишних вопросов со стороны контролирующих органов достаточно выбрать наибольшую из предполагаемых величин совокупного объема закупок и посчитать долю от этой величины. При желании заказчик может закупать у СМП и СОНКО почти весь объем необходимых ему товаров, работ, услуг.
 
В то же время необходимо отметить, что закупленные у СМП и СОНКО товары, работы, услуги учитываются в расчетах только в том случае, если закупка была осуществлена путем проведения конкурентных процедур, к которым относятся конкурс, включая двухэтапный конкурс и конкурс с ограниченным участием, аукцион, запрос котировок, запрос предложений. То есть закупка у единственного поставщика, являющегося СМП или СОНКО, не должна приниматься во внимание при расчетах. По закупкам у СМП и СОНКО заказчикам предстоит вести специальную отчетность, в которой будет отражена информация о заключенных контрактах с СМП и СОНКО, а также информацию о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием СМП и СОНКО.
 
Требование о закупках товаров, работ, услуг у СМП и СОНКО не распространяется на закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства и закупки работ в области использования атомной энергии. Но заказчик вправе осуществлять подобные закупки у СМП и СОНКО.
 
Довольно интересным представляется другое нововведение 44-ФЗ, предоставляющее заказчику право на установление в извещении требования к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО. Таким образом, заказчик теоретически сможет сократить до нуля долю процедур, объявляемых среди СМП и СОНКО, если будет активно реализовывать это право при осуществлении закупок, в которых не будет ограничений, связанных с принадлежностью участника закупки к СМП и СОНКО. Недостатком активного применения такого подхода может стать снижение привлекательности проводимых заказчиком закупок и, как следствие, увеличение доли процедур, по результатам проведения которых не будут заключены контракты (договоры), поскольку далеко не все участники закупки хотят привлекать субподрядчиков (соисполнителей), увеличивая риски неисполнения контракта. Практику реализации данного права можно будет увидеть только после вступления в силу 44-ФЗ. Кроме того, типовые условия контрактов, предусматривающие привлечение к исполнению контрактов таких субподрядчиков и соисполнителей, могут устанавливаться правительством Российской Федерации. Соответствующий нормативный акт пока не принят – требование о привлечении в качестве субподрядчиков (соисполнителей) СМП и СОНКО, скорее всего, не будет устанавливаться заказчиками до принятия данного нормативного акта.
 
Заказчики при проведении закупок у СМП и СОНКО обязаны устанавливать ограничение, предусматривающее, что участники закупки должны являться СМП или СОНКО. Участники закупки в этом случае должны продекларировать, что они являются СМП или СОНКО. В противном случае заявка участника закупки, в которой не декларируется принадлежность участника закупки к СМП и СОНКО, подлежит отклонению. В то же время пока остается неразрешенным вопрос, будет ли осуществляться проверка принадлежности участника закупки к СМП и СОНКО. В том случае, если эта информация не будет проверяться, то действие данной нормы будет малоэффективным, так как любой участник закупки сможет заявить, что он является СМП или СОНКО, и участвовать в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), не являясь фактически СМП или СОНКО.
 
Подводя итоги, стоит отметить, что требование об осуществлении у СМП и СОНКО не менее 15% совокупного годового объема закупок почти всегда исполняется автоматически у всех заказчиков уже сейчас, если рассматривать заключенные контракты. Ведь у многих заказчиков в силу небольших бюджетов доля крупных контрактов невелика, а все небольшие контракты заключаются с СМП просто потому, что небольшие закупки не интересны крупному бизнесу с большими оборотами. Это требование имеет определенный политический смысл, связанный с необходимостью поддерживать СМП и СОНКО в различных формах, в том числе через механизм государственных (муниципальных) закупок. С экономической точки зрения эта мера имеет смысл только для заказчиков с большими бюджетами, принуждая данных заказчиков разбивать некоторые крупные закупки на более мелкие с целью повышения участия в своих закупках СМП и СОНКО. Для заказчиков с небольшими бюджетами это требование является еще одним обременением, так как оно устанавливает необходимость ведения дополнительной отчетности, которая не позволит во многих случаях правильно понимать ситуацию с участием СМП и СОНКО в государственных (муниципальных) закупках у того или иного заказчика.