Получение электронной подписи и аккредитация на электронной площадке участников закупки

С вступлением в силу федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - 44-ФЗ) электронный аукцион по-прежнему будет занимать одну из самых значимых ролей в государственных закупках. Более того, доля электронных аукционов среди способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) должна увеличиться, так как кроме обязательного применения данной процедуры для закупки товаров, представленных в «аукционном перечне», закон вводит дополнительные ограничения на применение процедуры запроса котировок и закупок у единственного поставщика.

Перевод большого совокупного объема закупок в электронную форму ставит вопросы электронного документооборота на более важное место. Электронный документооборот напрямую связан с необходимостью получения и использования заказчиками и поставщиками, желающими участвовать в электронных торгах, ключей электронной подписи и сертификатов их проверки, необходимых для подписания всех направляемых в электронной форме документов. В соответствии с требованиями
44-ФЗ, ключи электронной подписи должны быть созданы и выданы аккредитованными удостоверяющими центрами.

Для получения электронной подписи юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны представить удостоверяющему центру следующие документы:

Юридическое лицо

Индивидуальный предприниматель

Заявление на регистрацию в удостоверяющем центре и изготовление сертификата

Заявление на регистрацию в удостоверяющем центре и изготовление сертификата

Оригинал или нотариально заверенная копия выписки из ЕГРЮЛ, полученная не позднее чем за 6 месяцев до представления

Оригинал или нотариально заверенная копия выписки из ЕГРИП, полученная не позднее чем за 1 месяц до представления

Документ о назначении руководителя на должность (если сертификат ключа подписи выдается на руководителя организации), заверенный надлежащим образом

Доверенность, выдаваемая представителю владельца сертификата (в случае если сертификат ключа подписи получает представитель владельца сертификата), заверенная надлежащим образом

Доверенность, подтверждающая полномочия лица (потенциального владельца сертификата), не являющегося руководителем организации, заверенная надлежащим образом

Копия документа, удостоверяющего личность владельца сертификата, а также личность представителя владельца сертификата (в случае получения сертификата ключа подписи представителем владельца) в соответствии с законодательством РФ - паспорта на разворотах с фотографией и местом регистрации по месту жительства

Доверенность, выдаваемая представителю владельца сертификата (в случае если сертификат ключа подписи получает представитель владельца сертификата), заверенная надлежащим образом

Копия документа, удостоверяющего личность владельца сертификата, а также личность представителя владельца сертификата (в случае получения сертификата ключа подписи представителем владельца) в соответствии с законодательством РФ - паспорта на разворотах с фотографией и местом регистрации по месту жительства

Работа с электронной подписью требует установки специального программного средства: криптопровайдера (например, КриптоПро CSP). Также могут потребоваться CAPICOM и модули для Internet Explorer. В качестве носителей ключа электронной подписи могут выступать: дискета 3,5", флеш-накопитель, «Таблетка» DS1996, eToken, Rutoken. Последние два носителя отличаются в первую очередь своей безопасностью.

Полученная участником закупки электронная подпись позволит участвовать не только в электронных аукционах, объявляемых всеми государственными (муниципальными) заказчиками, но и в различных электронных торгах, проводимых корпоративными заказчиками на коммерческих электронных площадках, если участник закупки указал при получении сертификата ключа проверки электронной подписи соответствующие полномочия.

Участие в электронных аукционах, кроме получения электронной подписи, установки специальных программных средств и настройки рабочего места для работы на электронных площадках требует от участника закупки прохождения аккредитации на электронных площадках, где проводятся электронные аукционы.

Согласно ст.61 44-ФЗ, процедура аккредитации осуществляется оператором электронной площадки в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты предоставления участником закупки следующих документов и информации:

1.             заявление участника закупки об аккредитации на электронной площадке;

2.             копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), копия выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), полученные не ранее чем за шесть месяцев до даты обращения с заявлением, копия документа, удостоверяющего личность участника закупки (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);

3.             копии учредительных документов участника закупки (для юридического лица), копия документа, удостоверяющего его личность (для физического лица);

4.             копии документов, подтверждающих полномочия лица на получение аккредитации от имени этого участника - юридического лица (решение о назначении или об избрании лица на должность, в соответствии с которым данное лицо обладает правом действовать от имени этого участника без доверенности для получения аккредитации (далее в настоящей статье - руководитель). В случае если от имени этого участника действует иное лицо, также представляется доверенность на осуществление от имени такого участника соответствующих действий, заверенная его печатью и подписанная руководителем или уполномоченным им лицом. В случае если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, также представляется копия документа, подтверждающего полномочия этого лица;

5.             копии документов, подтверждающих полномочия руководителя. В случае если от имени этого участника действует иное лицо, также представляется доверенность, выданная физическому лицу на осуществление от имени этого участника действий по участию в таких аукционах (в том числе на регистрацию на таких аукционах), заверенная его печатью и подписанная руководителем или уполномоченным им лицом. В случае если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, также представляется копия документа, подтверждающего полномочия этого лица;

6.             идентификационный номер налогоплательщика участника закупки или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика этого участника (для иностранного лица);

7.             адрес электронной почты участника закупки для направления оператором электронной площадки уведомлений и иной информации в соответствии с настоящей главой;

8.             решение об одобрении или о совершении по результатам таких аукционов сделок от имени этого участника закупки - юридического лица с указанием информации о максимальной сумме одной сделки. В случае если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица, данное решение принимается в порядке, установленном для принятия решения об одобрении или о совершении крупной сделки. В иных случаях данное решение принимается лицом, уполномоченным на получение аккредитации от имени этого участника закупки - юридического лица.

Стоит отметить, что за участником закупки закреплена обязанность отслеживания достоверности предоставленных оператору электронной площадки документов и информации. В случае изменения или прекращения действия данных документов или информации участник закупки должен уведомить об этом оператора электронной площадки и предоставить новые документы и информацию.

Аккредитация на электронной площадке осуществляется сроком на 3 года. Электронные площадки предупреждают о необходимости продлить срок действия аккредитации за три месяца до ее окончания.

Владимир Лактионов,
руководитель группы продаж
«ГАРАНТ Электронный Экспресс»

Байрашев Виталий,
аналитик Центра эффективных закупок
(ООО «Тендеры.ру»)